Пандемия внесла в будни жителей Башкирии свои коррективы — трудно представить человека, который ни разу не слышал о грядущем кризисе из-за коронавируса. Самыми уязвимыми стали предприниматели, которые отвечают не только за себя, но и за свою команду. В рубрике «Маленький, но гордый бизнес» мы говорим о тех, кто продолжает работать и вести свое дело. Мы уже рассказывали о ювелирной мастерской Олега Чегодаева и заглядывали на огонек в гастробар Casablanca Ильи Тихомирова.
Сегодня основательница модельного агентства «Статус» Сания Тимасова рассказала о том, как она открыла свой бизнес еще в студенчестве и почему женщинам тяжелее добиться успеха в предпринимательстве.
«Начинала с нуля»
Сания открыла для себя модельный бизнес еще в школьные годы — в 15 лет она начала участвовать в показах на форумах и конкурсах. Платили за это немного, но девушку так увлек водоворот кастингов, репетиций, примерок и собственно показов, что вопрос с будущей профессией решился сам собой. В вуз Сания поступила на экономфак, но уже на четвертом курсе почувствовала, что может делиться знаниями с начинающими моделями.
— Я выбрала именно этот вид деятельности, потому что мне это было близко по духу и я в этом хорошо разбиралась, так как сама работала и участвовала в конкурсах красоты, съемках и показах, — рассуждает Сания.
В 2008 году денег у студентки особо не было, связываться с кредитами и займами она не желала. Поэтому на первое в своей жизни дело Сания выкраивала из кубышки, которую накопила за время работы моделью.
— Начинала я с нуля: открыла школу, сама ходила и клеила объявления о наборе в школу моделей. Это был самый простой и эффективный способ, — смеется Сания. — Еще приглашала в школу интересных людей через соцсети. То есть я потратила деньги только на распечатку и на аренду помещения. Ну а откуда у студентки деньги на бизнес? Я же из обычной смертной семьи.
Существенно сэкономить помогла почасовая аренда — в собственное дело Сания вложила изначально всего семь тысяч рублей, часть из которых пошла на покупку музыкального центра: учить девочек эффектной проходке. Уже в первый месяц работы школы на занятия пришли десять человек. Уроки проходили дважды в неделю по два часа, абонемент на восемь занятий стоил полторы тысячи рублей. На старте бизнес принес девушке чистыми 15 тысяч рублей, которые она вложила в развитие школы.
«Я все на себе тащила»
Сания призналась, что справляться одной было невозможно, в 2015 году она поняла, что ей необходимо набрать команду из трех или четырех специалистов модной индустрии:
— Я все на себе тащила — это не руководитель, а человек, который работает больше всех. Как говорится, лошадь работала больше всех, но председателем сельсовета так и не стала, — смеется женщина.
К этой мысли Сания пришла благодаря курсам и тренингам по предпринимательству:
— Пусть команда будет не 50 человек, а два или три, но в которых ты уверен. Тогда этого не было, — отметила бизнес-леди. — Не одна я побежала вперед, а мы вместе пошли.
Дела с клиентами шли хорошо — желающих попробовать себя в модельном бизнесе прибавлялось. Агентство, как и сейчас, продвигалось в социальных сетях и благодаря сарафанному радио.
«Доверие — важнейший критерий»
Несмотря на давление со стороны конкурентов, бизнес Сании развивается и сейчас. Цена на абонемент в школу моделей достигла уже трех тысяч рублей, а чистая прибыль вместе с различными рекламными контрактами и доходом от блога бизнес-леди в соцсетях равняется 60 тысячам рублей.
— Где-то была даже нечестная конкуренция, переманивали клиентов, — вспоминает женщина. — Сейчас это не просто модельное агентство, а «Статус корпорейшн групп». Это показы, форум моды, наши детские и подростковые конкурсы красоты. Есть конкурсы для замужних красавиц, моделей размера плюс и возрастных моделей. Мы устраиваем фотосессии для журналов и продвигаем социальные проекты.
По словам основательницы, в модельном бизнесе есть много особенностей, но самая главная в том, что многое строится именно на доверии:
— Тут все поставлено на человеческом факторе, — отметила Сания. — Доверие — важнейший критерий.
Однако в начале создания агентства женщина из-за неопытности все-таки столкнулась с обманом: одна из компаний не заплатила моделям за участие в рекламной акции, и Сание пришлось отдавать девушкам деньги из своего кармана. По ее словам, с тех пор она работает только по договору. Сейчас ее агентство имеет статус всероссийского — филиалы находятся не только в Башкирии, но и в Оренбургской области.
Женщина в бизнесе
Развивать свой бизнес, по мнению Сании, женщинам гораздо сложнее, нежели мужчинам. В современном обществе до сих пор считается, что именно женщина должна нести на себе весь быт:
— Сразу в голове картинка, где у мужчины путь чист, а у женщины на пути — готовка, уборка и дети, — рассуждает Сания.
Сания вспоминает, что в декрете с первым малышом она не сидела без дела — совмещала и работу, и уход за ребенком. Такой опыт превратился в новый этап развития бизнеса:
— К чему приводят недосыпы и стресс? Это все приводит к перееданию. Я поправилась, — рассказала женщина. — В это же время развился тренд на моделей плюс сайз.
Пока Сания занимается развитием бизнеса, за детьми присматривают родственники или муж, который время от времени помогает ей и с модельным агентством. Сания поделилась с корреспондентом UFA1.RU, что дети — огромная статья расходов любого родителя. Те деньги, которые можно было бы потратить на путешествия, уходят на покупку продуктов, одежды и игрушек сыну и дочери. Предпринимательница призналась, что с рождением второго ребенка она довольствуется отдыхом за городом.
— Хотелось бы, конечно, больше помогать родителям, — подчеркнула Сания.
Модельный бизнес в пандемию
Сейчас в модельном агентстве Сании нет проблем с платой аренды за неиспользуемое помещение — она так и пользуется почасовой арендой, как и в начале создания бизнеса:
— Мы устраиваем фотосессии и снимаем видео, но только на улице, — отметила Сания. — Это существенная экономия, и погода позволяет. Сейчас ждем, когда снимут ограничения в связи с коронавирусом.
Ранее мы рассказывали об уфимском рестораторе, который на пути к успеху зарабатывал и терял миллионы.
Если вы хотите рассказать нам о своем маленьком, но гордом бизнесе, ждем ваши сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы в соцсетях «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101–84–78.