Отечественный рынок автотранспортной логистики по-прежнему остается в числе немногих сегментов российской экономики, демонстрирующих стабильный рост. К таким выводам пришли отраслевые эксперты информационного портала Lenta.ru, которые провели анализ рынка по итогам 2016 года. По данным Росстата, за период январь – октябрь прошлого года объем грузов, перевезенных транспортными компаниями, вырос на 1,8%, до 487,5 млн т, грузооборот увеличился на 0,4%, достигнув 22 млрд тонно-километров.
Одним из главных факторов, поддерживающих тенденцию роста сегмента, аналитики называют активный выход на рынок среднего и малого бизнеса, что стало возможно благодаря политике импортозамещения и усиления регуляторов. В результате конкуренция обострилась, а действующие игроки стали вынуждены выстраивать работу согласно новым требованиям.
Руководитель компании MarketGuideAgency Юлия Кислова считает, что в существующей конъюнктуре компания, работающая со сборными грузами, «может выйти на уровень федерального игрока – как по масштабам бизнеса, так и по классу предоставляемых услуг – только при наличии достаточно крупного собственного автопарка». По ее словам, автопарк должен состоять как минимум из 1,5 – 2 тысяч единиц техники, прежде всего седельных тягачей и магистральных грузовиков. Кроме того, компания должна располагать развитой терминально-складской инфраструктурой и высоким уровнем автоматизации операционных процессов. Только при выполнении этих условий транспортная компания сможет обеспечить четкий график регулярных поставок и высокую степень сохранности грузов.
Безусловным лидером рынка, по мнению экспертов, является ГК «Деловые линии». Компании удалось выйти на уровень оператора «федерального масштаба» благодаря успешно внедренной в последние пару лет инвестиционной программе. Исследование показывает, что «Деловые линии» занимают лидирующие позиции и по количеству клиентов, и по размеру собственных логистических активов, оставив позади таких крупных конкурентов, как «ПЭК», «Желдорэкспедиция», транспортная компания «КИТ» и других.
Впрочем, говорится в статье, доставка груза в срок не является единственно важным аспектом успешной работы компании. Участники рынка должны обладать серьезными компетенциями в обслуживании, включая удобные способы разрешения спорных ситуаций, дополнительные услуги по страхованию и отслеживанию грузов. Безусловно, это требует немалых, но абсолютно оправданных вложений. Приоритетными направлениями для инвестиций эксперты называют IT-инфраструктуру и оборудование, позволяющее, например, получать телеметрические показания от автомобилей в реальном времени и применять оптимальные алгоритмы движения транспорта, ускорять обработку грузов на складе, анализировать грузопотоки с помощью BigData и многое другое.
Фото: Фото предоставлено ГК «Деловые линии»