Бизнес Какой МСБ нужен в России?

Какой МСБ нужен в России?

Член правления, директор Департамента малого и среднего бизнеса банка «Интеза» Михаил Назаров рассуждает о возможных направлениях развития малого и среднего бизнеса в России.

Значение малого и среднего бизнеса в разных странах различно. Например, в Италии он – позвоночник экономики. Предприятия этого сегмента обеспечивают работой почти 80% занятого населения. Они производят свыше 61% ВВП Италии. В России же на малых и средних предприятиях трудится не более 25% трудоспособных граждан, а доля в ВВП не превышает 20%. При этом число таких предприятий в России и Италии практически одинаково – около 4,5 миллиона.

Сегодня важно определить, какой малый и средний бизнес нужен в России. Сейчас более 70% малых и средних предприятий в России работают в трех отраслях: оптовая и розничная торговля, строительство, операции с недвижимостью и аренда. Такая структура не может считаться фактором, обеспечивающим развитие. При значительной волатильности на валютном рынке и падении потребительской активности населения предприятия этих отраслей страдают в первую очередь. Ситуация во многом обусловлена значительной валютной составляющей в структуре себестоимости таких предприятий. Стабилизирующим фактором, амортизатором в такой ситуации могли бы стать предприятия производственного сектора, которые выпускают продукцию, как для внутреннего рынка, так и для экспорта. Тогда себестоимость продукции будет иметь рублевый номинал. Это, в свою очередь, обеспечит российским компаниям независимость от состояния валютного курса и повысит конкурентоспособность на внешних рынках.

Но доля производителей среди малых и средних предприятий в России составляет сегодня менее 10%. Примеры, когда такие предприятия являются экспортерами, единичны. Тем временем в Италии МСБ обеспечивает более 56% экспортной выручки. В других странах еврозоны четверть таких предприятий также ориентирована на работу на внешние рынки.

Есть еще одна важная особенность малых и средних предприятий в Италии: они активно инвестируют в инновации. Это делает почти каждый второй производитель. Малый и средний бизнес обеспечивает 22% всех расходов на научные исследования и разработки. Такое положение обеспечивает высокую конкурентоспособность продукции сейчас и позволяет создавать задел на будущее.

Все эти факторы позволяют итальянской экономике иметь устойчивую опору в лице малого и среднего бизнеса.

Конечно, изменение структуры – вопрос не одного дня, и он требует комплексных усилий: бизнеса, государства, банков. Необходимы решения в области совершенствования бизнес-среды, модернизации технологий, развития инструментов финансирования, обеспечения доступа на внешние рынки.

В части инструментов финансирования целесообразно более активно развивать рынок венчурного финансирования. Это один из основных инструментов развития start-up проектов и высокотехнологичных компаний.

Для действующего бизнеса также можно предложить дополнительные гарантийные финансовые механизмы. В Италии эффективно работают консорциумы КОФИДИ. Эти некоммерческие ассоциации, имущество которых формируется за счет взносов в капитал, членских платежей, спонсорской помощи, гарантируют возврат банковских кредитов по кредитным сделкам своих участников. По сути, так бизнес обеспечивает себе доступ к кредитным ресурсам. Подобную инновационную практику можно реализовать и в России с учетом особенностей её экономики.

Кроме того, представляется крайне важным развитие механизмов передачи технологий малому и среднему бизнесу, а также активное стимулирование предприятий к внедрению инноваций.

У России огромный научно-технологический потенциал. Его передача предприятиям малого и среднего бизнеса позволит вывести их на принципиально иной уровень развития. Эту задачу можно решить через формирование производственных цепочек поставщиков и подрядчиков для крупных предприятий из числа малых и средних компаний. Энергетика, машиностроение, авиастроение, автомобилестроение, медицина и фармацевтика, информационные технологии – это те отрасли, которые могут стать локомотивом развития высокотехнологичных компаний малого и среднего бизнеса. Потенциальный синергетический эффект от такой кооперации огромен.

Кроме внутренних технологических ресурсов, следует активнее использовать сотрудничество с иностранными компаниями, в том числе итальянскими. Иностранный производственный бизнес в настоящее время внимательно оценивает возможности входа на российский рынок. Итальянские компании сегодня стремятся продавать в России не только продукты «Сделано в Италии», но также совместно выпускать изделия по принципу «Сделано с Италией». Это дополнительная возможность для российского бизнеса значительно улучшить свою технологическую базу.

Реализация этих мер в комплексе с иными решениями позволит создать сильный, конкурентоспособный и сбалансированный бизнес, устойчивый к капризам внешних рынков и кризисам. У России для этого есть все необходимое.

Михаил Назаров
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем