9 декабря четверг
СЕЙЧАС -2°С

Бизнес и кризис: вопрос экономии на обучении

Поделиться

Поделиться

Вадим Болтыров, директор БКС Премьер в Уфе:

– Корпоративное обучение – одна из основных статей, которые «режутся» в кризис в первую очередь. Логика, как правило, простая: времена тяжелые, здесь уже не до развития сотрудников, сохранить бы то, что имеется, сам бизнес, в конце концов. В то же время наблюдения в кризис 2008-2009 показали – легче пережили финансовый кризис те компании, которые выстроили оптимизированную систему издержек на персонал, а не те, которые «рубили с плеча».

Затраты на персонал в российских компаниях за последние несколько лет росли высокими темпами, главным образом, за счет роста фондов оплаты труда. На сегодняшний день отечественный бизнес тратит на персонал от 7,5% выручки (в потребительском секторе) до 25% (в финансовой сфере). В среднем же издержки на персонал составляют около 11% от выручки компании. При этом на обучение компании тратят до 2% от всех издержек на персонал. Это, как говорится, «средняя температура по больнице», на практике издержки компаний могут различаться в разы даже в пределах одной отрасли.

Вместе с тем обучение персонала является одним из важнейших бизнес-процессов. Если необученный сотрудник будет продавать продукты компании или, например, руководить филиалом или торговой точкой, с большой вероятностью придется фиксировать убытки и упущенные возможности, что в условиях общего сокращения спроса вдвойне неприятно.

Очевидно, что наиболее затратные статьи корпоративного бюджета, например, обучение с привлечением внешнего провайдера образовательных услуг или непрофильное обучение, почти везде в кризисной ситуации неизбежно попадают «под нож». Но как в таком случае обеспечивать повышение квалификации сотрудников?

Для начала поймем, почему нельзя полностью отказываться от корпоративного обучения. Во-первых, если процесс обучения «встает», снижается эффективность производственных процессов, как следствие – падает клиентский поток. Во-вторых, происходит снижение эффективности внутренних процессов управления (снижается качество взаимодействия сотрудников, падает лояльность и так далее). В-третьих, обучение является серьезным мотивирующим фактором для сотрудников, и его упразднение может привести к уходу из компании ключевых сотрудников.

Итак, какие существуют опции?

Все большее распространение получает в России электронное дистанционное обучение. Такой формат обучения экономен и позволяет транслировать новые знания за короткий срок, быстро вводить новых сотрудников в специфику бизнеса конкретной компании, а кроме того, обучать персонал без отрыва от работы. Важный плюс электронного обучения в том, что стоимость разработки курсов, покупки системы обучения не зависят от количества обучающихся. Это особенно актуально для компаний с большим количеством работников, специалистов и менеджеров младшего и среднего звена.

Еще одним приемлемым вариантом является создание в компании собственной системы обучения. Эксперты, топ-менеджеры компании могут самостоятельно разрабатывать короткие «продуктовые» курсы. За несколько дней их могут пройти все сотрудники компании. Это возможно осуществить в режиме он-лайн без отрыва от работы. Такой несложный по сути своей подход обеспечит своевременное обучение сотрудников при минимальном уровне издержек.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com

На правах рекламы

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...
Загрузка...