Ключевые направления деятельности банка: корпоративный, розничный, массовый, показали в прошлом году прирост. Год назад, на фоне общего ухудшения экономической ситуации в стране, аналитики предполагали, что банк, как и другие игроки, может столкнуться со сложностями. Однако Альфа-Банк завершил год впечатляющим ростом, в очередной раз доказав, что может успешно работать и в условиях кризиса.
В завершающемся году Альфа-Банк вошел в список 10 системно значимых банковских учреждений России. В ноябре, в условиях спроса, многократно превышающего предложение, разместил еврооблигации на $500 млн. Итоговая доходность была снижена до рекордных 5% годовых. Управляющий директор Альфа-Банка Алексей Марей был признан журналом The Retail Finance лучшим банковским управляющим года. Альфа-Банк занял первое место в номинации «Банковская стратегия» премии «Финансовый Олимп 2014/2015».
«По итогам работы за девять месяцев 2015 года Альфа-Банк получил прибыль в размере 27,7 млрд рублей и вошел в тройку лидеров среди российских банков по чистой прибыли. Значимость прибыли в текущих условиях повышается. Наш капитал прирос, и значит, мы стали еще надежнее, еще больше, еще крупнее», – подчеркивает управляющий операционного офиса Альфа-Банка в Уфе Азамат Давлетбаев.
Надежность важнее прибыли
То, что банк не только не столкнулся с трудностями, характерными для отрасли в целом, а смог в непростых условиях расти и развиваться, – доказательство правильной стратегии в кредитовании и инвестировании.
«По всем показателям в корпоративной отрасли мы серьезно приросли, находимся в прибыли. В этом году мы ожидали некоторого снижения динамики, с опаской входили в год, боялись крупных дефолтов. Но первые месяцы показали, что наша осторожная кредитная политика, которой мы всегда придерживались, приносит свои плоды. Дефолтов не случилось. И мы сфокусировались на росте нашего бизнеса», – рассказал директор по корпоративному бизнесу Альфа-Банка в Уфе Илья Стрельцов. Он объяснил, почему финансовому учреждению в кризис было легче, чем конкурентам. «Кредитная политика в Альфа-Банке носила консервативный характер всегда, не только в кризис. Даже в самые хорошие времена мы на каждого заемщика смотрели очень пристально, анализировали модель развития, смотрели на обеспечение. Поэтому во многих портфелях Альфа-Банк оказался в более предпочтительных условиях по сравнению с другими банками», – рассказал Илья Стрельцов.
«Банк помогает клиентам здраво оценить их риски. В этом плане клиенты очень ценят нашу экспертизу, потому что она позволяет им принять правильное решение», – добавил Азамат Давлетбаев. Банк и клиент вместе приходят к решению о том, стоит ли брать кредит, на какой срок. При этом «достаточно оценить бизнес-модель, подвергнуть ее стресс-тестированию и понять, как компания будет себя чувствовать даже в самых нереалистичных сценариях». При таком подходе можно давать деньги и «в долгую, на пять, семь лет», уверены в банке. К слову, ставки по кредитам по сравнению с началом года снизились. В начале года банк, как и другие, был вынужден их повышать, но затем вслед за снижением ключевой ставки ставку снижали даже по действующим кредитам.
В сегменте компаний среднего корпоративного бизнеса Альфа-Банк сделал упор на расчетные сервисы (пакеты услуг, каналы удаленного обслуживания, сопровождение внешнеэкономической деятельности), позволяющие своим клиентам быстро, качественно и, главное, выгодно решать свои повседневные задачи.
«С начала года количество компаний, которые выбирают Альфа-Банк основным партнером, увеличилось в 2 раза. И мы ставим для себя задачу на следующий год – сохранить набранный темп», – отметил Илья Стрельцов.
Будущее – за банком-консультантом
Если в корпоративном бизнесе банк закончил год позитивно, то в розничной сфере он столкнулся с теми же проблемами, что и большинство финансовых учреждений. Так, возросла задолженность по кредитам, выданным физическим лицам. «Все розничные банки столкнулись с серьезным дефолтом по кредитным портфелям. Клиенты начали достаточно плохо платить. Причем мы видели, что дефолт имеет социальный характер, потому что клиент переставал платить на 14-м – 20-м платеже. Люди теряли работу, снижался доход семьи, свою лепту сыграла закредитованность», – рассказал директор по розничному бизнесу Альфа-Банка в Уфе Булат Юнусов.
Доля просроченных платежей в Альфа-банке возросла с 1,5% до 4%. И тем не менее Альфа-Банк оказался в более устойчивом положении, чем другие кредитные учреждения: уровень просрочки в среднем по стране – 7%. Банки, которые вели агрессивную кредитную политику в последние два года потребительского бума, были вынуждены закрывать офисы и формировать миллиардные резервы на списание плохих долгов.
По данным Национального банка РБ, в текущем году в регионе выдано в два раза меньше кредитов, чем в 2015-м. В этих условиях, когда зарабатывать на кредитовании стало сложнее и рискованнее, банки начали ориентироваться на работу с клиентским сервисами. «Мы формируем модель удобного банка на каждый день. Запустили проект Индивидуальная зарплатная карта: бесплатные условия по зачислению, снятию наличных. Любой житель страны может получать свою заработную плату на карту Альфа-Банка и пользоваться преимуществами зарплатного клиента Альфа-Банка. Не новый, но очень интересный и конкурентный продукт на рынке – карта Cash-back. Клиент может вернуть на карту 10% от оплаченной стоимости бензина и 5% – с суммы чека в ресторанах и кафе. Минимальный объем любых проведенных операций за месяц по карте – 30 тысяч рублей», – рассказал Булат Юнусов.
Совсем новое предложение – кобренд Альфа-Банк-РЖД-Бонус. Клиент может накапливать бонусы на бесплатную поездку на железной дороге в поездах дальнего следования. Например, за год можно заработать на билеты на Черноморское побережье.
В настоящее время между банками началась серьезная борьба за платежеспособных клиентов, и в будущем она будет только обостряться. В результате на рынке останутся лишь те игроки, которые смогут стать максимально полезными для клиентов, уверен Булат Юнусов. «В настоящее время банки накопили огромный объем информации о своих клиентах, но пока еще не научились, как использовать эти данные. Мир изменился. Сейчас потребители стали пристально следить за возможностями, которые у них есть. Требования к банку повышаются. Мы подходим к новой идеологии, когда банки не просто выдают кредиты, а начинают советовать клиенту, как ему лучше инвестировать свободные средства, какой программой страхования воспользоваться, где купить бытовую технику с максимальной скидкой. Будущее за теми банками, которые станут финансовыми советниками клиентам, будут представлять для клиента ценность и помогать извлекать прибыль», – рассказал он.
Новые возможности для предпринимателей
«Массовый бизнес Башкирии – юридические лица с годовой выручкой до 350 млн рублей – в 2015 году чувствовал себя достаточно уверенно. На данный момент на рынке г. Уфа чуть более 40 тыс юрлиц, и почти 4,5 тыс из них являются нашими клиентами. За 2015 год мы выросли в 1,5 раза, и наша доля рынка превысила 10%. По сути, каждый 10-й индивидуальный предприниматель является нашим клиентом, – рассказала директор по массовому бизнесу Альфа-Банка в Уфе Кристина Гималетдинова. – Данный рост я связываю в том числе с тем, что мы продолжаем держать фокус на развитии бизнеса своих клиентов. Одной из ключевых задач в 2015 году в данном направлении было развитие портала "Клуб Клиентов". Идея Клуба заключается в том, чтобы собрать в одном месте, на сайте банка надежных партнеров, которые предоставляют скидки на товары и услуги клиентам Альфа-Банка. Так, с помощью партнеров Клуба клиент Альфа-Банка может совершенно бесплатно создать свой сайт-визитку, проверить контрагента на благонадежность или получить в подарок несколько месяцев бухгалтерского обслуживания. Мы хотим быть для наших клиентов не просто банком, а партнером, помогающим развиваться, например, Альфа-Банк выпустил серию тематических брошюр, в которых собрал лучшие идеи по развитию бизнеса в разных отраслях, таких как ресторанный бизнес, оптовая торговля, розничная торговля в небольших магазинах, а недавно вышла серия, посвященная организации интернет-магазинов».
Сегодня корпоративные клиенты Альфа-Банка не привязаны к одному офису, в котором был открыт расчетный счет, а могут обслуживаться по всей России. Внесение и снятие наличных средств возможно напрямую с расчетного счета с помощью карты Альфа-Кеш Ультра, в любое время суток, в банкоматах Альфа-Банка и партнерской сети. Это дает клиенту большую свободу и новые возможности по управлению счетом. Претерпел изменения и мобильный банк, его интерфейс стал еще удобнее и ориентирован на руководителей – он позволяет оперативно управлять счетом буквально в один «клик».
Чтобы соответствовать новому времени, в Альфа-Банке сформулирована новая стратегия развития: «Мы верим, что свобода ключевая ценность современного человека. Объединяя неравнодушных людей, их опыт и энергию, мы помогаем вам быть свободнее в поступках и мечтах».
На правах рекламы. Генеральная лицензия Банка России №1326 от 16 января 2015 г.
Фото: Фото предоставлены пресс-службой банка