Инфляция в Башкирии в ушедшем, 2014 году превысила 11%. Последний раз такие темпы роста индекса потребительских цен были зафиксированы в 2007–2008 годах. Что же подорожало сильнее всего?
Тенденция снижения уровня инфляции, наметившаяся с 2011 года, в минувшем году была преломлена резким ростом потребительских цен в минувшем году. Если в 2011 году этот показатель составлял 6,4%, в 2012 году — 6,2%, а в 2013 году и вовсе обновил десятилетний минимум и составил 6%, то в 2014 году этот показатель подскочил практически в два раза. По оценке Башстата, индекс потребительских цен с начала года составил 11,2%.
Как констатируют статистики, наиболее заметный рост цен наблюдался на продовольственном рынке и в сегменте услуг. «Темпы роста цен во всех сегментах потребительского рынка превысили показатели прошлого года: продовольственного − в 2,7 раза, непродовольственного — на 2,5%, в секторе услуг — на 2,4%. Наименьший прирост цен сложился в третьем квартале, что было обусловлено традиционным снижением цен на плодоовощную продукцию. В четвертом квартале вследствие значительного роста цен на продукты питания, отдельные виды непродовольственных товаров (телерадиотовары, бытовая техника, средства связи и компьютеры) и услуг уровень инфляции достиг 4,7%, что составило 42% от годовой инфляции 2014 года», — уточнили в статведомстве.
Несмотря на то, что окончательные цифры статистики выдадут лишь позднее, можно проследить изменение цен на отдельные социально-значимые товары по данным выборочного наблюдения. Так, за год заметно в цене выросла гречка (больше чем в два раза), капуста, сахар и куры. В незначительных пределах подорожала говядина, баранина и подсолнечное масло, а подешевела из этого списка только соль. А вот цены на продукты повседневного потребления, такие как хлеб, молоко, яйца, выросли более существенно (на 10–20%), но заметнее всего подскочили цены на социальные овощи и фрукты.
При этом, констатируют в Башстате, цены на яйца, сахар и отдельные виды овощей особенно сильно выросли в последний месяц года — в 1,2–1,4 раза. Апельсины, яблоки, бананы, виноград и груши подорожали на 4,8–14,5%, крупы (кроме гречки) — на 2,8–8,5%, мука — на 6,1%, хлеб и хлебобулочные изделия — в среднем на 1,5%, молоко и молочная продукция — на 1,8%.
Из мясной и рыбной продукции наибольший прирост цен был зафиксирован на говядину и свинину на кости (на 3–4,1%), мороженую рыбу (на 5,9%) и рыбные деликатесы (на 3,6%). А вот икра и куриные окорочка в последний месяц года, напротив, подешевели, на 0,9% и 2,9% соответственно.
Динамика средних цен на отдельные виды социально-значимых продуктов в Башкирии (цена в рублях за килограмм)
Источник: данные Башстата
Как и прогнозировали эксперты, рост цен в декабре наблюдался в сегменте непродовольственных товаров и в сфере туризма. Так, отдельные виды бытовой техники, средств связи и персональных компьютеров подорожали на 7–16,1%. Цены на зарубежный туризм выросли на 6–18,9%. Телевизоры, проезд в городском электрическом транспорте, обслуживание банковской карты в национальной валюте стали дороже в 1,2 раза.
В то же время были и приятные новости. Так, в декабре уфимские водители наблюдали снижение цен на заправках города. По данным Башстата, снижение цен на бензин составило 1%.
В целом, исследователи отмечают, что потребительские настроения россиян в декабре очень сильно изменились. Все больше наших сограждан с пессимизмом оценивают наступивший 2015 год, ожидая ухудшений в собственной жизни. Так, по данным фонда «Общественное мнение», доля негативно настроенных россиян, которые считают, что 2014 год был хуже предыдущего, выросла с 25% до 31%, а доля тех, кто готовится к дальнейшему ухудшению жизни, — с 11 до 16%. Оптимистов, соответственно, становится все меньше (28% против 35% в 2013 году). При этом большинство оптимистов просто верят в лучшее, а пессимисты объясняют свой настрой кризисными явлениями в стране.
Руководитель отдела изучения доходов и потребления Левада-Центра* Марина Красильникова также отмечает, что с точки зрения потребительских настроений декабрь 2014 года оказался худшим с середины 90-х годов.
«В будущее все российские потребители смотрят с давно невиданным пессимизмом, — констатирует эксперт. — Индекс потребительских настроений сейчас находится на уровне начала 2009 года. Особенно плохо люди оценивают финансовые возможности своих семей как сейчас, так и в ближайший год — как минимум треть домохозяйств говорят о нарастающих материальных трудностях и опасаются дальнейшего ухудшения в ближайший год». По ее мнению, в ближайшие месяцы семьи будут все более экономить и воздерживаться от покупок.
* Признан иностранным агентом