В Госдуме прозвучало предложение деноминировать рубль. По мнению инициаторов, население от такого шага не только не проиграет, но даже выиграет. Dengi.Ufa1.ru решил выяснить у экспертов, действительно ли деноминация положительно скажется на обычных людях и какими могут быть последствия.
В Госдуме посчитали возможной деноминацию рубля из-за падения курса национальной валюты. Причем такая мера, по мнению депутатов, будет экономически эффективной, а население в нынешней экономической ситуации только выиграет. Такое мнение высказал в интервью радиостанции «Говорит Москва» заместитель председателя комитета Госдумы по региональной политике Роман Худяков.
«Я знаю, что ходят слухи о том, что курс доллара дойдет до 75 рублей. Конечно, если убрать ноль и оставить, чтобы там было рубль или два за доллар, то это было бы очень актуально сейчас. То есть для экономической обстановки, которая сейчас у нас сложилась в России. Если это произойдет, население от этого ничего не потеряет, а лишь приумножит, чтобы не ходить с этими пачками, как было раньше», – считает Роман Худяков.
Впрочем, не все эксперты настроены оптимистично. Опрошенные Dengi.Ufa1.ru аналитики называют такую идею несвоевременной и даже неэтичной по отношению к людям. Впрочем, они полагают, что деноминация в ближайшем будущем маловероятна.
«Деноминация рубля в данный момент совершенно несвоевременная идея, – убеждена финансовый аналитик Альфия Арсланова. – Она может стать как материальным, так и психологическим потрясением для большинства граждан России, и вряд ли правительство пойдет и на этот шаг».
По мнению Альфии Арслановой, никакого экономического выигрыша рядовой россиянин от этого не получит. «В масштабе государства лишь ненадолго удалось бы прикрыть эффект шока, который будет оказывать на людей рост цен в первом полугодии следующего года. Если эта мера и будет избрана, то только как отвлекающий маневр для населения, но никак не в качестве попытки реально улучшить ситуацию в экономике. Кроме того, деноминация может стать еще одним инструментом перераспределения ресурсов, и, конечно, не в пользу населения, – считает Альфия Арсланова. – Воплощающаяся в реальности новая экономическая парадигма, о вступлении в силу которой нас так заботливо предупредил небезызвестный министр, преподнесет еще не мало сюрпризов, безумных идей и слухов. Стоит проявлять побольше бдительности при принятии решений, касающихся личных финансов».
«Деноминация, или «зачеркивание лишних нулей» на денежных знаках государства, имеет смысл, когда в результате продолжительной гиперинфляции денежная масса увеличивается настолько, что порядок цен на самые доступные товары исчисляется в тысячах и более, а доходы населения – в сотни тысяч и миллионы единиц национальной валюты. Это делается для упрощения расчетов и приведения облика ценников и денежных знаков в цивилизованный вид, – поясняет директор по продажам представителя ЗАО «Финам» в Уфе Руслан Валиев. – Такая реформа вполне своевременно началась в нашей стране 1 января 1998 года, а завершилась 1 января 1999-го. Хлеб тогда «подешевел» с 3500 рублей до 3 рублей 50 копеек благодаря зачеркиванию трех лишних нулей».
Сейчас, по мнению Руслана Валиева, ситуация принципиально иная. «Если проводить деноминацию сейчас, то больше одного нуля мы зачеркнуть не можем. При этом общая картина цен и доходов изменится не сильно, разве что в обиход вновь войдут копейки. А цены на многие самые недорогие товары изменятся в сторону увеличения хотя бы потому, что продавцы будут округлять деноминированные цены в удобную, как правило, большую сторону, – говорит он. – Поэтому я думаю, что парламентариев больше интересует популистская сторона вопроса. Нетрудно посчитать, что после переноса запятой на один знак влево, «резко укрепится» курс рубля к доллару и евро – до 5,5 и 6,7 рубля соответственно. Этот трюк должен психологически успокоить людей, вернув им веру в незыблемость экономики и национальной валюты. Разумеется, ничего, кроме больших расходов и так проблемного госбюджета, данная реформа не принесет. Уверен, что большинство наших людей воспримут подобное начинание именно в таком свете. Поэтому в обозримом будущем этого не случится».
Завотделом истории Национального музея РБ, автор рубрики «Время и деньги» Вера Макарова считает такой шаг неэтичным по отношению к людям. «Например, у вас есть миллион рублей. На эти деньги вы, допустим, сможете купить квартиру в Крыму. После деноминации денег на квартиру вам уже не хватит, поскольку цены настолько сильно не изменятся. То же самое и с бизнесом, который потеряет свои деньги», – поясняет она.
Однако, уточняет Вера Макарова, подорожание товаров – это еще самый оптимальный вариант последствий, более серьезно то, что деноминация рубля создаст условия для долгосрочной нестабильности не только экономической, но и социальной.
«История нашей страны свидетельствует о том, что это решение позволит решить лишь финансовые проблемы. Но это не решит политических и социальных проблем, а только их усугубит. Например, согласно статистике дефолт 1998 года привел к тому, что демографические потери были сопоставимы с войнами и революциями», – считает она. При этом Вера Макарова напоминает, что и у нашей страны есть опыт положительного выхода из кризисной ситуации. «Примером может служить денежная реформа 1922–1924 годов, когда в течение двух лет происходил обмен денег старого образца на новые, параллельно с этим усиливалось производство и наращивался товарооборот», – отмечает эксперт.