Значительная часть рекламных объявлений о «займах до зарплаты», «деньгах мигом», «без поручителей и документов», которые можно встретить на остановках, столбах, и даже в СМИ, окажется вне закона. С 22 июня этого года вступают в силу поправки в закон о рекламе, которые вводят запрет на подобную рекламу для неофициальных участников рынка, одновременно на рекламу легальных компаний наложены довольно значимые ограничения.
Многие гости нашего города удивляются обилию контор, предлагающих займы до зарплаты. Однако помимо добросовестных участников рынка – микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов и ломбардов, которые работают легально, – много «нелегалов», так называемых «серых» МФО, действующих вразрез с законом о микрофинансовой деятельности, но апеллирующих к Гражданскому кодексу. Поскольку частным лицам не запрещено давать деньги в долг под расписки, привлечь к ответственности их очень проблематично. При этом они не стесняются развешивать объявления на столбах, заборах, остановках и других местах, раздавать листовки и размещаться в печатных и электронных СМИ. С июня им на законодательном уровне запрещено рекламировать свои услуги.
Изменения коснулись и легальных участников рынка. В частности, согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы, если в рекламе кредитов или займов содержится хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, то такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа). «При этом порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», вступающего в силу с 1 июля 2014 года», – говорится в письме ФАС.
«Если в рекламе есть лишь формулировка займы от 2% – это можно будет отнести к недобросовестной рекламе. Кредитор должен будет указывать конечную стоимость, включая комиссии и иные платежи, то есть не от, а до», – поясняет директор офиса финансового омбудсмена в РБ Валерий Шарипов. При этом эксперт обращает внимание на юридический казус – несмотря на то, что закон вступит в силу с 22 июня, он делает отсылку к закону о потребительском кредите, который заработает лишь с 1 июля. Таким образом, привлечь организации к ответственности до 1 июля будет невозможно.
Нарушителям грозит штраф от 100 тысяч до 0,5 миллиона рублей, причем ответственность за размещение такой рекламы будет нести тот, кто ее распространяет. «Прежде всего данный закон направлен на распространителей рекламы, – уточняет Валерий Шарипов. – Теперь рекламодатель не сможет публиковать рекламу без подтверждения того, что он осуществляет легальную деятельность».
Напомним, закон о потребительском кредите, который вступит в силу с 1 июля 2014 года, приносит и другие изменения на рынок. В частности, станет менее рискованно брать деньги у микрофинансовых организаций (МФО). За незаконное преследование должников (например, звонки на работу или родственникам, угрозы) МФО грозят штрафы. Также МФО и КПК обяжут передавать все данные о заемщиках в бюро кредитных историй. Кроме того, им наряду с банками ограничат максимальную стоимость займов.
Фото: Фото Ивана СИДОРЕНКО