Масштабные конфликты в бизнесе – явление, может быть, и нередкое, но в Башкирии война двух крупных предпринимателей начинается, пожалуй, впервые.
Речь идет о споре между Павлом Асеевым и его отцом Александром. Оба бизнесмена весьма известны в бизнес-кругах республики как представители автодилерских предприятий; Асеев-старший руководит компанией «Уфа-АВТОВАЗ», а его сын с 2010 года возглавил группу компаний «ДвимАвто».
В свое время Павел успел поработать в «Уфа-АВТОВАЗе», и практически ни у кого не было сомнений в том, что парень станет наследником отцовской «автомобильной империи». Однако реалии оказались куда более жестокими: полгода назад скандал перерос рамки семейных разборок и вышел в публичное пространство.
ООО «Группа компаний «ДвимАвто» была зарегистрирована в апреле 2010 года. Является официальным дилеров Lada в Башкирии, осуществляет продажу, сервисное и гарантийное обслуживание автомобилей этой марки. На сегодняшний день компания включает в себя четыре дилерских центра. Первый автосалон компании был открыт в селе Верхние Татышлы, после чего были открыты подразделения в Янауле и Дюртюлях. В 2012 году автосалон «ДвимАвто» начал работу и в столице Башкирии.
Переломным моментом в этой истории стал отказ Павла Асеева оформить на себя крупный кредит. 100 миллионов рублей, которые был готов ссудить один из тольяттинских банков, должны были пойти на выкуп 51% акций «Уфа-АВТОВАЗа». Со слов Павла Александровича, отец собирался переоформить контрольный пакет на себя, но возвращать заемные средства при этом должен был сын. Платежи предполагались немалые – несколько миллионов рублей ежемесячно.
К тому времени Павел Асеев уже был самостоятельным бизнесменом: организовал собственное предприятие «ДвимАвто», выкупил несколько автосалонов в городах и районах республики, а позже открыл дилерский центр Lada и в Уфе. Не исключено, что дальнейшие события связаны именно с тем, что отец и сын с некоторых пор стали друг для друга конкурентами.
Вскоре всплыла и другая история, связанная с тем, что Павел якобы страдал от наркозависимости и даже провел полгода в республиканской психиатрической больнице. Несмотря на то, что участники конфликта датируют это еще 2006 годом, этот факт лег в основу заявления, поданного в Калининский районный суд Уфы летом прошлого года. В частности, в документе утверждалось, что Асеев-младший якобы вновь принимает наркотики и даже пытается получить кредит, чтобы их приобрести. Еще одним пунктом заявления стало требование «признать Павла Асеева ограниченно дееспособным и назначить ему попечителя». Суд в удовлетворении заявления отказал, мотивировав это тем, что отец и сын не проживают вместе и не ведут совместное хозяйство.
Немногим позже Следственный отдел по Калининскому району Уфы принял заявление уже от Павла Асеева. В своем обращении Павел потребовал возбудить уголовное дело по статье 285 УК РФ («Злоупотребление служебными полномочиями»). Речь идет о справке, выданной республиканской психиатрической больницей о состоянии здоровья Павла. Между тем независимая экспертиза показала, что наркозависимостью Асеев-младший не страдает. Следователи, рассмотрев бумаги, согласились с доводами заявителя и завели дело по части второй статьи 137 УК РФ («Нарушение неприкосновенности частной жизни, совершенное лицом с использованием своего служебного положения»). Что будет дальше, непонятно: в настоящее время ведется следствие.
ООО «Уфа-АВТОВАЗ» было построено в числе первых 33 специализированных автоцентров в СССР и начало работу в январе 1975 года. В настоящее время компания является официальным дилером АВТОВАЗа на территории РБ. Территория комплекса, расположенного в северной части Уфы, занимает около трех гектаров земли.
Впрочем, заявление в следственный отдел было не единственным. В прошлом году Павел Асеев выиграл другую судебную тяжбу. На этот раз причиной заявления стала статья, опубликованная в одной из крупных республиканских газет. В частности, в статье утверждалось, что Асеев-младший вместе со своим компаньоном Яной Самохиной якобы выводил на сторону активы «Уфа-АВТОВАЗа». Павел Асеев потребовал признать публикацию недостоверной и порочащей его честь, достоинство и деловую репутацию. Независимая лингвистическая экспертиза показала, что отдельные утверждения статьи, действительно, могут ударить по имиджу героев публикации. Истец выиграл дело, однако вместо опровержения газета подала апелляционную жалобу.
Стоит отметить, что конфликт между отцом и сыном стал публичным именно после той злополучной публикации. Почему спор вообще был вынесен на суд широкой общественности, остается загадкой. На просьбу корреспондента сайта Ufa1.ru прокомментировать конфликт представители ООО «Уфа-АВТОВАЗ» ответили отказом. Связаться непосредственно с руководителем компании Александром Асеевым нам не удалось.
Судя по всему, точка в этой истории будет поставлена еще не скоро. Конфликт лишь набирает обороты, однако эксперты уже сейчас выражают уверенность, что война отца и сына негативно скажется на имидже обеих сторон.
«Судя по тем сообщениям в СМИ, которые уже были опубликованы, первый вопрос, который у меня возникает: есть ли в этом конфликте коррупционная составляющая. Использовался ли административно-государственный ресурс, в частности врачи? Я считаю, что правоохранительные органы должны были обратить на это внимание. Во-вторых, этот конфликт неизбежно нанесет репутационный удар по бизнесу каждой из сторон. Насколько мне известно, особенности автомобильного бизнеса вызывают необходимость в установлении бизнес-контактов с банками, партнерами, поставщиками. В этой ситуации я считаю, что те люди, которые уже стали свидетелями этого конфликта, будут настороженно относиться к установлению таких контактов, чтобы минимизировать собственные риски. Нельзя оценить степень ущерба пропорционально для каждого участника конфликта, потери несут все. Дальнейшая эскалация этого спора негативно отразится не только на их интересах, но и на репутации всего бизнес-сообщества республики, поскольку участники этой истории – люди довольно известные в деловых кругах», – комментирует возможные перспективы развития конфликта политолог Азамат Галин.