Новый виток развития получила дискуссия о снижении доли наличных расчетов. Накануне Ассоциация российских банков опубликовала ряд конкретных предложений для решения этой проблемы. Однако пока банкиры пытаются решить эту проблему в масштабе страны, уфимцам все равно приходится носить деньги в кошельке для оплаты проезда в транспорте, покупок в небольших магазинах шаговой доступности.
Все проблемы от денег?
«В России запредельно высокое количество наличных денег в обращении», – такое мнение высказывает банковское сообщество. В числе предложений для повышения доли безналичных расчетов указаны разрешить банкам повысить комиссии за обработку наличных платежей, позволить банкам и компаниям получать налоговые вычеты по всем инвестициям в инфраструктуру по приему безналичных платежей; предоставление скидок при расчетах с банковской карты и, конечно же, повышение финансовой грамотности населения и другие.
Аргументы банкиров вполне понятны и разумны. «В случае снижения доли наличных денег до уровня сопоставимых по рейтингам развивающихся экономик: 14-18% (в развитых странах это отношение составляет 8-11%) – национальная банковская система способна получить дополнительных ресурсов в размере 2,2-2,5 триллиона рублей в виде депозитов до востребования. Очевидные выгоды получат также бюджеты государства и регионов», – говорится в докладе.
«По-прежнему инфраструктура приема банковских карт намного уступает зарубежным странам, – говорит руководитель отдела развития карточных проектов ООО КБ «Кольцо Урала» Марии Киенко. - Когда мы приезжаем за границу в развитые страны, то не задумываемся, можно ли здесь или там расплатиться картой. Мы просто платим картой везде и воспринимаем этот процесс как должное. В России такая практика пока не является правилом. Немаловажным фактором, препятствующим активному внедрению безнала, также является отсутствие необходимых финансовых знаний у некоторых слоев населения и недоверие к пластику. Большинство держателей по-прежнему сразу после получения зарплаты обналичивают ее».
По данным британского издания Daily mail, в Швеции 97% всех операций осуществляются по безналичному расчету. Показатель использования наличных в Южной Корее равен 2%, в США – 7%, в странах ЕС – 9%. В начале марта в Италии был принят закон, запрещающий использовать наличные при сделках на сумму свыше одной тысячи евро. В Болгарии и Испании власти запретили продажу жилья за наличные. Российский показатель использования наличных денег составляет 25% и является одним из самых высоких в мире. Выше он только в Молдавии, Албании, Грузии, Ираке и на Украине.
Транспорт, офис и киоски
Однако можно долго вести разговор о снижении доли наличных денег при том, что средняя комиссия за безналичный расчет в России составляет порядка 2-5% от стоимости покупки, а в транспорте, небольших магазинах и салонах шаговой доступности банковские карты к оплате не принимаются.
С другой стороны, еще два года назад при осуществлении денежного перевода наличным или безналичным способом комиссии ряда кредитных организаций за данную услугу существенно отличались, причем не в пользу безналичных расчетов. Сегодня банки выровняли сумму комиссий за денежные переводы, которая, в среднем, составляет от 0,5 до 1,5%.
«Когда я решила получить второе образование, встал вопрос о том, каким образом экономней будет платить за учебу. Тогда оказалось, что в банке, в котором у меня зарплатная карта, комиссия за наличный перевод составляет 1%, а за безналичный – 1,5%, – говорит студентка одного из уфимских вузов Анастасия Бочкарева. – Приходилось снимать деньги в банкомате и платить в кассе. Лишь недавно я узнала, что теперь могу не переплачивать и не совершать лишних действий».
«В кошельке у меня с собой немного – несколько тысяч рублей для возможности посещения заправки и продуктового магазина. Именно в этих местах нужны наличные», – считает уфимец Руслан Валиев.
«Я ношу с собой минимальное количество наличных денег, от 300 до 1000 рублей, – говорит уфимка Олеся Петрова – Наличкой обычно расплачиваюсь лишь в общественном транспорте (в «газельках» нет иной возможности), в такси, плачу в офисном буфете за бизнес-ланч и еще, наверное, при покупках в мелких магазинчиках, типа цветочных киосков, куда терминалы пока не добрались».
Практически все объекты нестационарной торговли в столице республики принимают только наличку. Такие объекты, по данным администрации Уфы, занимают 4% всех торговых площадей города. И это без учета стационарных объектов, в которых трудятся предприниматели.
Некоторые предприниматели просто не видят смысла, аргументируя это тем, что продают недорогие розничные товары, а средний чек покупателей обычно небольшой. Но, в основном, представители бизнеса не столь категоричны, однако либо заняты решением своих проблем, что зачастую отодвигает решение проблемы на второй план, или ждут предложений от самих кредитных организаций. «Я думал о введении терминалов, так как мои клиенты постоянно спрашивают о такой возможности, – говорит владелец одного из уфимских летних кафе Ринат Усманов. – Однако считаю, что если банки заинтересованы в продвижении безналичных расчетов, именно они должны проявить инициативу. Ко мне никто из банков с подобными предложениями не обращался». И все же предприниматель думает над внедрением системы безналичных расчетов в своем заведении. «Планирую заняться вопросом уже в этом году», – говорит он.
Еще одним фактором, который сдерживает распространение системы безналичных расчетов, уфимцы называют недоверие к этой системе и страх оказаться обманутыми. Напомним, только недавно некоторые жители столицы стали невольными жертвами хищений средств с их банковских счетов. Однако, по словам экспертов, риск стать жертвами наличных мошенников гораздо выше, чем на безналичном рынке пластиковых карт.
Фото: Фото с сайта Тheobedproject.com