Осенью этого года треть россиян отказалась от запланированных ранее крупных покупок, таковы результаты опроса, проведенного одним из крупнейших исследовательских холдингов. Между тем аналитики одного из банков прогнозируют увеличение объемов трат к Новому году. К чему готовится население: к кризису или предстоящим праздникам?
Как отмечают эксперты исследовательского холдинга «Ромир», в нашей стране выявлен достаточно высокий уровень потребительского беспокойства, тревоги и неуверенности. Только четверть участников опроса (24%) заявили, что их семьям не пришлось отказываться ни от каких запланированных покупок. Еще 23% сказали, что у них и не было в планах на осень никаких крупных покупок, так что им и отказываться ни от чего не пришлось. Каждый пятый респондент (20%) затруднился ответить на этот вопрос.
С какими именно покупками пришлось повременить? 15% участников исследования сказали, что им пришлось пересмотреть свои планы относительно приобретения автомобиля. Каждый восьмой респондент (12%) сообщил, что в их семьях осенью этого года не стали делать ремонт в квартире, менять окна, двери или устанавливать сантехнику, кондиционер. Каждый десятый констатировал отказ от приобретения туристических путевок, поездок на отдых. 10% заявили о переносе сроков покупки крупных предметов или комплектов мебели. 9% не стали покупать дорогую одежду типа шубы из натурального меха, кожаного пальто и так далее. Столько же опрошенных перенесли на лучшие времена покупку крупной бытовой техники, а 7% – компьютера, ноутбука, другой оргтехники и ювелирных украшений.
Уфимка Анна Усова уже давно хотела поменять машину. Но из-за того, что финансовых поступлений в этом году было меньше, чем планировалось, и возникла срочная необходимость других трат, отложила эту мысль на неопределенный срок.
Перенес свой отпуск и житель Уфы Альберт Ибрагимов, пересмотревший намеченные планы в связи с вынужденными расходами. «Поднялись цены на коммунальные услуги, бензин, продукты, вещи для детей, – говорит он. – В один момент понял, что даже с учетом небольшой индексации оклада, денег не хватает, и я живу от зарплаты до зарплаты. Машина для работы нужна была, вот и купил, да и то наполовину в кредит. Если бы не помощь родителей, и от этой идеи пришлось бы отказаться».
Не отказывался от покупок, «потому что не планировал», редактор 102km.ru Василий Лебедев. Хотя у него были менее дорогие приобретения, к примеру, камера – из разряда тех, что «давно хотел, но было жалко денег».
Впрочем, ситуации бывают разные, и далеко не всегда тому виной кризисные явления в экономике. Руководитель отдела развития представителя ЗАО «Финам» в Уфе Руслан Валиев считает, что данные соцопроса никаких неожиданностей не преподносят. «Как мне кажется, отказы покупателей связаны, прежде всего, с личными причинами, поэтому искать какие-то системные объяснения этому не стоит, – говорит он. – В жизни человека не всегда желаемое совпадает с действительным, поэтому собственные планы частенько приходится пересматривать. Если пытаться увязать сокращение трат с ожидаемым ухудшением экономической ситуации, то такая трактовка не выдерживает критики. Так как ожидание негатива наоборот приводит к увеличению трат – таким образом, мы конвертируем бумажные деньги в осязаемые ценности: автомобили, недвижимость, электроника, драгоценности и прочее».
Невзирая на снижение потребительского оптимизма, аналитики Ситибанка полагают, что предновогодний месяц по-прежнему останется для россиян кульминацией всех годовых трат. Общий объем покупок россиян в декабре составит около 2,6 триллионов рублей, это примерно по 18 000 рублей на человека.
Как отмечается в результатах исследования банка, больше всего россияне в декабре будут покупать алкоголь и игрушки. Прогнозируемый рост этих категорий составит 123% и 93% соответственно, по сравнению со среднегодовыми значениями. Ожидается, что существенно вырастет интерес к бытовой технике (70%), фотоуслугам (61%) и компьютерам (58%).
Музыкальные магазины опередят книжные (71% против 46%), в супермаркетах и магазинах товаров для дома отклонения от среднегодового значения составят 48% и 45%, соответственно. В этом году в списке наиболее популярных категорий были обнаружены зоомагазины (45%).
Некогда популярные канцтовары, магазины косметики и ювелирные изделия, по мнению аналитиков, в этом году не покажут в декабре существенного роста. Значительно снизятся затраты на отдых (-12%) по причине того, что такие решения по большей части принимаются осенью.
Фото: Фото с сайта Рanchodiaz.com