Одним из распространенных нарушений со стороны банков с точки зрения закона о рекламе является неполное раскрытие стоимости кредита. Кроме того, в рекламе не всегда указывается и полное наименование банка, рассказали в УФАС по РБ.
Между тем антимонопольная служба согласовала со всеми ведомствами и внесла в правительство поправки в закон о рекламе, обязывающие банки раскрывать реальную стоимость кредитов, сообщила начальник управления контроля финансовых рынков ФАС Юлия Бондарева. «Поправки согласованы со всеми ведомствами и внесены в правительство», – заявила она.
Поправки предусматривают, что банкам необходимо будет указывать полную стоимость займа в рекламе тем же размером шрифта, что и информацию о ставке.
К примеру, в сетевых магазинах сейчас развешаны самые заманчивые объявления от банков типа «10-ноль-10»: 10% первоначальный взнос, 0% по кредиту на 10 месяцев. На самом деле переплата есть, но узнает о ней только тот покупатель, который спросит о полной стоимости кредита, отмечают в ФАС.
Кроме того, служба считает необходимым стандартизировать первый лист кредитного договора, чтобы банки на листе формата А4 в правом верхнем углу указывали полную стоимость кредита тем же размером шрифта и цвета, что и размер ставки.
«Информация о полной стоимости кредита помещается в квадратную рамку в правом верхнем углу первой страницы кредитного договора. Площадь, ограниченная рамкой, должна занимать не менее пяти процентов площади первой страницы кредитного договора», – говорится в поправке.
Эта информация должна «наноситься прописными буквами черного цвета на белом фоне, жирным, четким, легко читаемым шрифтом максимально крупного размера», уточняет ФАС.
При подготовке законопроекта учтен опыт поправок в технический регламент на табак, согласно которому каждая пачка сигарет должна содержать напоминание, выделенное крупным шрифтом, взятым в квадрат, о вреде курения. «Квадрат» от ФАС, видимо, должен напомнить заемщику об ответственности за взятый кредит. «Требование об указании полной стоимости кредита поможет клиенту сфокусировать свое внимание на цене банковского продукта и принять продуманное решение. Но наша цель не только в защите клиента от недобросовестного банка, но и исключение случаев недобросовестной конкуренции на рынке», – поясняет Юлия Бондарева.
Тем временем Сбербанк, крупнейший кредитор физических лиц в России, положительно оценивает инициативу Федеральной антимонопольной службы. «У Сбербанка эффективная ставка равна номинальной, за исключением кредитных карт (в силу специфики продукта так такового). И я надеюсь, что мера, предложенная антимонопольными органами, сделает ставки более прозрачными и поможет клиентам разобраться с истинной стоимостью кредита, и они поймут, что предложение Сбербанка самое выгодное», – заявил заместитель председателя правления Сбербанка Антон Карамзин.
Хотя полная стоимость кредита и сейчас указывается в договорах. «Не могу сказать за все банки, но наш банк указывает полную стоимость кредита во всех договорах с заемщиками. Это требование четко прописано в законе о банках. Другое дело, что по расчету этой полной стоимости возникает масса вопросов из-за неоднозначных трактовок отдельных терминов», – комментирует начальник юридического управления АФ Банка Георгий Могилевский.
«Банки указывают полную стоимость кредита в конце договора с клиентом, на последней странице. В этом есть своя логика: читают то, что написано на последней странице, прежде чем ставить свою подпись», – говорит директор департамента розничного кредитования «Промсвязьбанка» Егор Шкерин.
В 90 процентах случаев, подсчитали эксперты, банки намеренно не предоставляют своим клиентам своевременную и полную информацию об условиях кредита. Это, по мнению Федеральной антимонопольной службы, противоречит конкурентному развитию рынка потребкредитов.
В то же время данные меры заставят банки ограничиться только имиджевой рекламой либо отказаться от комиссий, считают некоторые эксперты. «Не думаю, что предлагаемые поправки приведут к полному отказу банков от рекламы конкретных продуктов, так как в любом случае у каждого банка есть свой сегмент рынка и банк о нем знает. На этот сегмент и будет нацелена реклама, – комментирует Георгий Могилевский. – Соответственно будут отличаться и ставки по кредитам и иные условия, включая комиссии. В сегодняшних условия полный отказ от комиссий также, на мой взгляд, невозможен. К примеру, в западных банках доход от комиссий составляет до половины всех доходов. Безусловно, к примеру, Сбербанк, обладая своей, практически неисчерпаемой ресурсной базой, легко может отказаться от этой части доходов и, вне всякого сомнения, будет обладать конкурентным преимуществом перед другими банками. Но, повторюсь, клиент Сбербанка – это далеко не весь рынок».
Четкое указание реальной стоимости заемных средств должно помочь клиенту правильно сориентироваться при выборе кредитора и самостоятельно подобрать наиболее выгодные условия, не обладая при этом специальными знаниями в области экономики и юриспруденции. Во всяком случае, на это надеются антимонопольщики.