Сбербанк намерен полностью отказаться от использования сберкнижек, являющихся одним из символов крупнейшего банка страны. Взамен клиентам Сбербанка будут предложены банковские карты.
До 2010 года Сбербанк, открывая клиенту депозит, в обязательном порядке выдавал не только договор вклада, но и сберкнижку, в которой фиксировались все приходно-расходные операции. Теперь Сбербанк заключает с клиентом универсальный договор банковского обслуживания, в котором определены порядок и условия предоставления основных услуг Сбербанка. В рамках этого договора банк выдает клиенту карту, которая заменит сберкнижку.
«Перевод клиентов в удаленные каналы обслуживания позволит оптимизировать процесс обслуживания физлиц, приведет к сокращению расходов банка», – говорит директор управления вкладов и инвестпродуктов Сбербанка Наталья Коновалова.
В банке ожидают, что количество клиентов, которые захотят получать сберкнижку, начнет сокращаться: когда клиенты начнут проводить операции по вкладам через удаленные каналы обслуживания, информация в сберкнижке станет неактуальной, и потребность в ней отпадет.
Сегодня трудно встретить человека, у которого нет или никогда не было сберегательной книжки. Несмотря на свой преклонный возраст (около 170 лет), сберкнижки не теряют своей популярности и актуальности даже в 21 веке. Сберегательные книжки появились вместе с открытием сберкасс в 1841 году. Они свидетельствовали об открытии в кассе лицевого счета и внесении на него определенной суммы денежных средств. Вклады были срочные, по окончании срока владельцу сберкнижки выплачивалась внесенная им сумма вместе с начисленными процентами. Первоначальной целью таких операций являлась защита малоимущих слоев населения от возможных негативных последствий экономических реформ. Собственно, исходя из своего предназначения кассы и книжки получили название сберегательных.
В настоящее время технология осталась прежней, но выполняемые сберкнижками функции значительно расширились. Помимо сбережения и приумножения средств сберкнижки являются инструментом финансового «общения» между населением, государством и различного рода организациями: заработная плата и пенсии, пособия и субсидии, компенсации и гранты, денежные переводы, оплата коммунальных услуг – все эти операции можно осуществить с помощью лицевого счета в банке, свидетельством открытия которого является сберегательная книжка.
И сегодня участники рынка уверены, что значительная часть клиентов Сбербанка из числа пенсионеров и людей старшего возраста не откажутся от сберкнижек. «Во-первых, не во всех населенных пунктах, где живут клиенты Сбербанка, есть Интернет, но главное – люди старшего поколения удаленному доступу традиционно предпочитают сберкнижки», – говорит один из экспертов.
Однако новая модель обслуживания клиентов Сбербанка предполагает постепенный отказ от использования сберегательных книжек, но этот переход будет мягким, и сберкнижка будет по-прежнему выдаваться клиентам, выразившим желание ее получить.
Отказ от сберкнижки не означает, что клиент лишится возможности контролировать остатки по своим вкладам, даже наоборот, возможность в любой момент получить информацию о сумме денежных средств на вкладе будет обеспечена помимо подразделений банка через банкоматы, платежные терминалы банка, через интернет-банк «Сбербанк ОнЛ@йн».
Данная технология проходит тестирование в нескольких московских филиалах Сбербанка с марта текущего года. «Клиент заключает с банком универсальный договор банковского обслуживания (оферта банка клиенту), подписывая заявление на банковское обслуживание. Договор определяет порядок и условия предоставления основных банковских продуктов и услуг физическим лицам, включая подключение и проведение операций через удаленные каналы обслуживания (устройства самообслуживания банка, систему интернет-банка «Сбербанк ОнЛ@йн», систему «Мобильный банк»)», – рассказали в Сбербанке.
В рамках договора банк выдает клиенту банковскую карту Сбербанк-Maestro «Momentum» (без взимания платы за обслуживание карты). Если у клиента уже есть другая международная карта банка, то выдача «Momentum» осуществляется по желанию клиента.
Новая модель обслуживания клиентов необходима банку для оптимизации процесса обслуживания частных лиц, включая перевод клиентов в удаленные каналы обслуживания, экономический эффект от ее внедрения значителен, уверяют в Сбербанке.
«Мы ожидаем, что количество таких клиентов (которым будет нужна сберкнижка) будет сокращаться. Очевидно, что объем операций, осуществляемых без сберкнижки через удаленные каналы обслуживания, будет непрерывно возрастать, в этом случае информация в сберкнижке станет неактуальной», – сообщили в Сбербанке.
«Считаю данное решение правильным и своевременным. Сберкнижка – атавизм, символ ушедшей эпохи. Думаю, отрицательно на это решение отреагируют только клиенты преклонного возраста, все же для них книжка – подтверждение надежности и определенная гарантия сохранности средств: в книжке «все записано»... Что касается экономичности, думаю, крупнейший банк страны точно выиграет при переходе на пластик на скорости обслуживания клиентов. Уже одно это было бы большим достижением», – говорит заместитель управляющего по развитию розничного бизнеса Уфимского филиала ОАО «Промсвязьбанк» Равиль Аглямов.
Экономический эффект от внедрения новой модели обслуживания в банке еще пока не подсчитали, но полагают, что он будет значителен. Если выпуск одной сберкнижки обходится менее чем в 100 рублей, то расходы на пластик при больших объемах эмиссии еще ниже – 10-15 рублей за одну карту.