Регионы по-прежнему должны и не мало. В этом году аналитики не исключают, что во многих субъектах бюджеты будут заложены с дефицитом, и они продолжат кредитоваться.
Государственный долг субъектов РФ на 1 января 2010 года составил 890,9 млрд рублей, что на 48,6% превышает уровень 2008-го, сообщил заместитель главы Минфина РФ Антон Силуанов. «Наибольший объем долга консолидированных бюджетов регионов с учетом долговых обязательств государственных и муниципальных предприятий был в 2009 году у Костромской области (79,2% общего объема доходов), Республики Северная Осетия (76,3%), Московской области (68,2%)», – сказал замминистра.
На 1 января 2010 года регионы получили банковские кредиты на 304,5 млрд рублей, погасили – на 238,1 млрд рублей. Таким образом, чистое привлечение кредитных ресурсов от банков в прошлом году составило 66 млрд рублей, в то время как в 2008 году было привлечено около 40 млрд рублей. «То есть прирост был незначительный», – сказал замминистра, отметив, что это связано, с одной стороны, с тем, что банковские кредиты дорогие, а с другой стороны, с тем, что государство начало предоставлять субъектам РФ бюджетные кредиты.
В прошлом году республике пришлось привлекать кредиты. В ноябре иностранный кредит был предоставлен республике под 6,08% годовых. Благоприятная и длительная кредитная история позволяет республике рассчитывать на самые выгодные условия кредитования, подчеркнул первый заместитель премьер-министра правительства РБ, министр финансов РБ Айрат Гаскаров. «По длительности своей кредитной истории мы уступаем, наверное, только Москве и Санкт-Петербургу, – говорит глава Минфина РБ. – Мы реализуем долговые заемные программы с 1995 года. Никогда за этот период, даже в самые сложные времена, мы не допускали срывов по выполнению заемных обязательств».
По итогам прошлого года, расходы республиканского бюджета, несмотря на снижение объемов доходной части в бюджет, были наращены. В результате, бюджет республики оказался дефицитным. Впрочем, правительство уже оглашало, каким образом дефицит будет покрываться. «На сегодня мы имеем 11,6 миллиарда рублей резервов, – сказал премьер-министр республики Раиль Сарбаев. – Много было выделено бюджетных кредитов. Из этого источника мы можем получить еще 1,2 миллиарда рублей. Государственное имущество республики может принести еще 200 миллионов. На два-три миллиарда мы можем выпустить облигационных займов с гарантированным купонным доходом. А кроме того, у нас безупречная кредитная история. Летом 2009 года я был в Лондоне, где мы провели предварительные переговоры с Абсолют-банком. В декабре подписали соглашение на 25 миллионов долларов».
Бюджет Башкортостана за прошлый год исполнен по доходам на 93 219,7 млн. рублей. Из них налоговые и неналоговые доходы составили 67 428,2 млн. рублей, безвозмездные и иные поступления – 25 791,5 млн. рублей. Расходы же профинансированы в сумме 96 298,8 млн. рублей, что на 11 615,8 млн. рублей, или на 13,7%, больше уровня 2008 года.
Сокращение поступлений налога на добычу полезных ископаемых произошло во всех регионах. В РБ, по данным Минфина РФ, падение сборов (на 01.01.10) произошло на 46,2%.
Доходы региональной казны складываются главным образом из налога на прибыль и НДФЛ, и вряд ли поступления по данным источникам в 2010 году существенно увеличатся, считает главный аналитик ФГ «Калита-Финанс» Андрей Ганган. В этом году число «дефицитных» субъектов может возрасти, при этом в среднем расходы будут превышать доходную часть на 5–8%.
В 2010 году Минфин РБ не исключает заимствований. «У нас есть определенные резервы, которые позволяют балансировать обязательства 2010 года, но они не безграничны. Поэтому мы в значительной степени ориентируемся на то, что вместе с вами будем активизировать инвестиционную деятельность на территории Республики Башкортостан», – обратился к банкирам на совещании в Национальном банке РБ министр финансов РБ Айрат Гаскаров. Формы, методы, способы, инструменты различны, отметил глава Минфина РБ. При этом в ведомстве готовы обсуждать любые предложения. «Будет тяжело, будем привлекать с рынка дополнительные ресурсы. Для этого у правительства есть соответствующие возможности. К сожалению, выходим далеко за пределы Российской Федерации, не внутренние российские ресурсы задействуем. Но что же делать? Такая ситуация. Начиная с ноября, активно сотрудничаем с Европейским банком реконструкции и развития и с другими иностранными кредитными организациями. В данном случае объем заимствований правительства республики будет в 2010 году нарастать», – сказал Айрат Рафикович.
Более того, к этому процессу привлекаются и городские администрации. Напомним, что в 2009 году и администрации Уфы пришлось обращаться к банкам. Всего было занято кредитных ресурсов на общую сумму около 973 млн рублей, из них 500 млн пошли на погашение муниципального займа. В мэрии города рассчитывают расплатиться с банками в течение 1,5 лет. Глава администрации Уфы Павел Качкаев констатирует, что бюджет Уфы в 2010 году будет исполняться «не менее сложно, чем в 2009 году»: дефицит составит 300 млн рублей при доходах в 10,2 млрд рублей, из которых собственные доходы составляют более 8 млрд рублей. По словам мэра города, дефицит будет покрываться за счет кредитных источников.
Если государство предоставляло регионам кредиты сроком на три года по льготной ставке, то банки выделяли годовые кредиты, ставки по которым в течение года варьировались от 15% до 20%. По словам Антона Силуанова, Минфину РФ приходилось активно работать с банками с тем, чтобы они предоставляли кредиты регионам. «Мы многое делали «в ручном режиме», звонили в банки, писали комфортные письма», – сказал он. «По системе Сбербанка и ВТБ прошла внутренняя команда, давать кредиты регионам под письмо от Минфина. Оно, на самом деле, ничего не представляло собой, никаких обязательств мы на себя не брали, но мы всегда банкам говорили: «Давайте кредиты, мы никаких дефолтов в субъектах не допустим», – сказал замминистра финансов РФ.
Кроме того, стало известно, что в апреле Министерство финансов РФ составит первый рейтинг по качеству организации бюджетного процесса в субъектах РФ. На основе рейтинга регионы будут распределены в три группы, и в будущем для каждой из них будут предусмотрены различные поощрительные или, наоборот, наказывающие механизмы.