В Госдуму РФ внесен законопроект, обязывающий банки прописывать в чеках банкоматов размер комиссии. Сегодня такая информация человеку, подходящему к банкомату, не предоставляется. Она не выводится на экран и не печатается на квитанции.
Авторами соответствующих поправок в статью 29 закона «О банках и банковской деятельности» являются депутаты представитель фракции «Единая Россия» Анатолий Губкин и член фракции ЛДПР Денис Волчек. Они хотят ввести в закон о банках положение, в соответствии с которым кредитная организация обязана информировать пользователя платежной или кредитной карты при снятии им наличных денежных средств в банкоматах предупреждающей надписью о размере комиссионных процентов банка, а также вводить соответствующую строку в чеке банкомата по итогам операции.
Сегодня в системе платежных услуг через банкоматы отсутствует информация на экране, а также запись в квитанции по итогам операции о комиссионных услугах банка, независимо от принадлежности кредитной карты, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. «Это неприемлемо особенно в условиях финансового кризиса, когда банки за последнее время подняли стоимость комиссии в два-три раза по сравнению с 2008 годом и не информируют клиентов об этом», – говорится в документе.
Так, в апреле этого года в связи с многочисленными жалобами владельцев банковских карт к решению проблемы пришлось даже подключиться Федеральной антимонопольной службе России (ФАС). Чиновники этого ведомства предложили обязать банки указывать размер комиссии на экране банкомата еще до снятия денег.
В ходе проверки ФАС выяснилось, что из 19 крупнейших банков страны 13 финансовых организаций не взимают комиссию за снятие денег держателями карт других банков. В шести финансовых организациях размер комиссии составил от 0,3 до 2,5 процента от суммы снятия.
В настоящее время клиенты, снимающие деньги в «чужих» банкоматах, часто не знают, какую комиссию они заплатят за транзакцию. Между тем раскрывать такую информацию необходимо, считают эксперты. В то время как большинство банков-эмитентов карт не берут комиссию при снятии денег в принадлежащих ему банкоматах, в «чужих» банкоматах комиссия составляет в среднем 3%, говорит замруководителя аналитического департамента «Совлинк» Ольга Беленькая.
«Обычно комиссия за снятие устанавливается как процент от суммы, снимаемой наличности, но не ниже и не выше определенных сумм. Поэтому если клиент снимает небольшую сумму, то комиссия действительно может быть очень высокой», – объясняет аналитик «ВТБ-Капитал» Дмитрий Дмитриев.
При этом размер комиссии за снятие наличных в «чужом» банкомате в последнее время постепенно повышался. Банки стараются увеличить доход от комиссионных – особенно после того, как их обязали раскрывать эффективные ставки по потребительским кредитам и кредитным картам, говорит Дмитрий Дмитриев. Некоторые банки начали активно повышать комиссии за снятие денег в «чужом» банкомате после начала кризиса, пытаясь таким образом пополнить доходную базу, говорит Ольга Беленькая.
Впрочем, урезонить банки в вопросе тарифов хотят не только законодатели, но и главный банковский регулятор – ЦБ. Еще в сентябре замдиректора департамента регулирования расчетов Банка России Алма Обаева заявляла, что ЦБ планирует контролировать тарифы по банковским картам.
Сегодня пластиковые карты становятся все более популярными. Этому способствовали и так называемые зарплатные проекты, и кредитки. Но владелец не всегда понимает, за что именно он платит, а иногда даже не представят себе, что за какие-то операции он будет должен заплатить лишние деньги.
В кризис же банки, чтобы увеличить свои доходы, стали повышать тарифы буквально на все. К примеру, брать деньги за распечатку счета, комиссию за снятие наличных по овердрафту (даже при условии использования «родного» банкомата). Кое-где увеличилась плата за годовое обслуживание карты. Причем случается так, что держатель карты не знает обо всех этих изменениях, и для него становится сюрпризом списание с его счета лишних средств. Так, уфимец Павел Тепляшев даже и не предполагал, что могут брать комиссию даже за распечатку расходов по карте в банкомате. Правда, как сказала заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по РБ Насима Кучимова, пока подобных обращений с жалобами в их ведомство не было.
Решить проблему позволит принятие соответствующих поправок в закон, который, по мнению экспертов, поможет гражданам лучше ориентироваться в стоимости банковских услуг. По словам экспертов, этот документ такого же свойства, как и тот, который обязывает банки раскрывать эффективную ставку по потребкредитам, поэтому шансы быть принятыми у поправок довольно высокие.
Начальник отдела аудита аудиторского агентства «УралЗащита проф» Айгуль Иксанова, как активный пользователь банковских карт, считает, что клиент имеет право знать заранее о размере процентов за снимаемую наличность, подобно как прописана процентная ставка в кредитном договоре. «В то же время делаю упор на предоставление информации до снятия наличности. Тогда клиент сможет решить, пользоваться ли ему услугами конкретного банка и принадлежащего ему банкомата, или нет. Например, при снятии с кредитной карты денег, если узнаешь о комиссии только в чеке, сможешь только вздохнуть по поводу того, что твой долг увеличился, а банк обогатился. Никаких других действий уже не предпримешь», – говорит Айгуль Иксанова.
Действительно, только в случае предварительного уведомления, а не постфактум, у клиентов появится возможность отказаться от операции, если они сочтут комиссию слишком высокой.
Будем надеяться, что законопроект получит поддержку в Госдуме.