Потребители финансовых продуктов и услуг – пользователи Интернета стали чаще оплачивать покупки и услуги в сети. Благо для расчетов существует немало способов. Однако предпочтения граждан, какой платежной системе доверить проведение платежей, разделились. В тройку лидеров удалось пробиться лишь системам WebMoney, «Яндекс.Деньги», а также банковским пластиковым картам.
Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) совместно с компанией OMI провело опрос пользователей сети Интернет, посвященный использованию интернет-платежей для оплаты покупок. Выяснилось, что 60% пользователей сети за последний год хотя бы раз оплачивали покупки через Интернет. При этом треть, а именно 34% опрошенных, делали это несколько раз, 14% – много раз и 12% – лишь однажды. Однако каждый четвертый опрошенный интернет-пользователь указал, что ничего не покупал в сети, а 16% респондентов отметили, что если и делали подобные покупки, то оплачивали их наличными деньгами.
Стоит отметить, что мужчины чаще, чем женщины пользовались Интернетом для оплаты товаров или услуг: 68% среди мужчин против 52% среди женщин. При этом женщины предпочитают расплачиваться «кэшем». Представительницы женского пола (22%) в два раза чаще, чем респонденты мужского пола (10%), делают покупки в сети, оплачивая их наличным способом.
Примечательно, что в ходе исследования удалось выяснить, что чем выше уровень образования пользователей Всемирной паутины, тем чаще они сообщают о наличии опыта оплаты покупок с помощью всемирной паутины: 46% опрошенных со средним или начальным образованием против 63% высокообразованных. К тому же любопытно, что работающие респонденты с большей частотой, чем студенты либо безработные, совершают интернет-платежи: 63-64% против 54% соответственно.
Потребители, сделав выбор в пользу определенного способа оплаты, составили свой собственный рейтинг платежных систем. Так, самым распространенным способом оплаты покупок через Интернет является система WebMoney: ее выбирают 54% опрошенных пользователей, совершавших хоть раз подобные платежи. На втором месте по популярности оказались «Яндекс.Деньги», – электронными кошельками этой системы пользуются 49% респондентов. Также в тройку самых часто используемых платежных систем вошли банковские карты, которыми в сети расплачиваются за покупки 36% пользователей.
Экспертов «тройка лидеров» ничуть не удивила. «WebMoney и "Яндекс.Деньги" – это электронные платежные системы, которые наиболее популярны и наиболее известны среди населения. Это объясняется их сравнительно продолжительной по сравнению с другими системами историей и определенной уже достигнутой узнаваемостью бренда, – комментирует предпочтения потребителей руководитель исследовательских проектов НАФИ Кирилл Гордеев. – Распространенность же банковских карт как способа интернет-платежей также имеет очевидные причины. Это наиболее «старый» инструмент безналичных расчетов, который существенно более широко распространен, и можно сказать, что в последнее время, с развитием возможностей оплаты различных услуг через Интернет, потребителями все чаще используются и банковские карты».
Неудивительно, что развитие рынка банковских карт является одним из перспективных направлений республиканского розничного банковского бизнеса. Несмотря на замедление темпов прироста основных показателей, характеризующих развитие инфраструктуры этого сегмента рынка, регион продолжает занимать лидирующие позиции по количеству выданных карт (первое место в Приволжском федеральном округе и пятое место в России – прим. автора).
По данным Национального банка РБ, всего по состоянию на 1 июля этого года жителям республики выдано 4,1 млн расчетных (дебетовых) и кредитных карт, в том числе эмитированных кредитными организациями и их филиалами, зарегистрированными на территории Республики Башкортостан, – 3,3 млн карт. На территории республики установлено свыше 1,9 тысячи банкоматов, 1,9 тысячи терминалов для снятия наличных денежных средств в офисах банков, 7,6 тысячи терминалов в организациях торговли и услуг для безналичной оплаты товаров и услуг.
По словам управляющего делами Национального банка Республики Башкортостан Шамиля Аминова, использование платежных карт серьезно развилось в республике, прежде всего, благодаря политике региональных банков, а также проекту «Социальная карта Башкортостана». «Отмечу, что развитию рынка карт также способствовали выпуск банками кредитных карт, а также кобрендинговых. Существуют и бонусные программы», – рассказывает Шамиль Аминов.
В то же время местному рынку хватает и проблем. «Большая часть населения использует карты просто для снятия наличности в банкоматах. Но в то же время и не все торговые точки используют платежные терминалы», - отмечает Шамиль Абдуллович. Так, из 45 банков, являющихся участниками расчетов с применением банковских карт, лишь 18 (или 40%) развивают торговый эквайринг.
«А ведь банковская карта – это прогрессивный инструмент платежной системы. Я сам активный пользователь и банковской карты, и платежи осуществляю через Интернет. Возьмем, к примеру, другие страны. Там оплату можно произвести по карте вплоть до такси, маршрутках, в метро. Согласитесь, что гораздо удобнее оплатить поездку в автобусе по карте, нежели протягивать 1000-ую купюру», – говорит г-н Аминов.
Какими платежными системами или банковскими картами вы пользовались при оплате покупок через Интернет? (% от тех, кто хотя бы раз оплачивал покупки через Интернет)
Источник: НАФИ