Председатель пенсионного фонда России Антон Дроздов и президент, председатель правления Сберегательного банка России Герман Греф накануне подписали соглашения, которые определяют взаимодействие ПФР и Сбербанка при приеме платежей в рамках Программы государственного софинансирования пенсии. При этом Сберегательный банк становится трансфер-агентом Пенсионного фонда России.
Благодаря достигнутым соглашениям будет значительно упрощена процедура доступа граждан к своим индивидуальным лицевым счетам в ПФР.
Новый сервис позволит Сбербанку привлечь к себе новых клиентов, а Пенсионный фонд в свою очередь сможет сэкономить на рассылке уведомлений о состоянии лицевых счетов. Уже в ближайшее время клиенты Сбербанка будут иметь возможность получать информацию о состоянии своих пенсионных накоплений не только в отделениях Пенсионного фонда, но и в отделениях Сбербанка, а также через терминалы самообслуживания (банкоматы) и систему интернет-банкинга. Проще говоря, обладатель карточки Сбербанка сможет через банкомат узнать, сколько денег аккумулировано на его пенсионном счет.
Для этого он должен предварительно подать заявление в Сберегательный банк. Таким образом, клиенты банка не будут нуждаться в специальных уведомлениях, которые Пенсионный фонд ежегодно рассылает участникам системы пенсионного страхования. Напомним, что сейчас информацию о том, сколько средств за предыдущий год поступило на индивидуальный лицевой счет в ПФР, граждане получают из «писем счастья». Впрочем, узнать состояние своего счета в Сбербанке бесплатно можно будет раз в год. Для желающих следить за состоянием своего лицевого счета услуга будет платной. Сколько это будет стоить, пока не определено.
Ключевая же цель подписанных соглашений – максимально скоординировать и упростить взаимодействие ПФР и Сбербанка при реализации второго этапа Программы государственного софинансирования пенсии, расширить состав услуг, предоставляемым гражданам. На сегодняшний день к программе присоединились уже, по последним данным управления ПФР по РБ, уже около 55 тысяч жителей республики.
«Нет ничего удивительного в том, что правительство подключает к участию в пенсионной реформе самый крупный и практически государственный банк РФ, что гарантирует государственную поддержку, и, как следствие, максимальную надежность банка в условиях кризиса. С учетом его обширной филиальной сети, охватывающей всю территорию РФ, Сбербанк остается фактически единственным банком, способным принять участие в реализации и последующем сопровождении пенсионной реформы», – отметил начальник аналитического отдела компании «Советник» Константин Мамыкин.
Кроме того, Сбербанком прорабатывается возможность запустить специальные пластиковые карты, с помощью которых граждане в самых дальних регионах могли бы получать пенсии и следить за состоянием своего лицевого счета в ПФР. По словам Германа Грефа, эти карты могут стать неким подобием электронных кошельков, на которых бы также хранилась информация о всех видах социальных пособий.
О планах по выводу проекта Сбербанка «Социальная карта жителя РФ» на федеральный уровень сообщал в свою очередь глава дирекции по управлению проектом ЖКХ Юрий Головин. Карта предназначена для получения всех видов льгот и социальных пособий и служит идентификатором системы социальных расчетов. На нее предполагается перечислять зарплаты и пенсии. На федеральном уровне социальные карты не предлагал пока ни один банк, существуют лишь локальные проекты, в том числе в республике. Два года назад вышло распоряжение правительства РБ о внедрении пилотного проекта «Социальная карта Башкортостана», основная цель которого – создание единой автоматизированной системы учета предоставления льгот, субсидий, услуг населению с использованием банковских карт MasterCard. Однако УФАС России по РБ нашло нарушение в соглашении регионального Минтруда, заключившего соглашение только с банком «Уралсиб».
По мнению заместителя регионального директора компании «Универсальный брокер» (сеть финансовых решений «Цивилизация 41») Ярослава Колесникова, «введение специальных пластиковых карт, с помощью которых граждане в самых дальних регионах могли бы получать пенсии и следить за состоянием своего лицевого счета в ПФР, послужит дополнительным механизмом для вовлечения будущих пенсионеров в программу софинансирования. Также, на наш взгляд, еще одним немаловажным достоинством этого сотрудничества станет доступность информации о пенсионных накоплениях, поскольку отделения Сбербанка можно найти в любом регионе РФ. Самому банку это позволит расширить клиентскую базу».
В случае полной реализации проекта, Сбербанк сможет рассчитывать на увеличение собственной клиентской базы примерно на 50%. «Льготы относятся к дополнительным поступлениям граждан, которые они не всегда полностью расходуют», – отмечает директор департамента платежных карт Промсвязьбанка Елена Дворовых.
Таким образом, Сбербанк получает стабильную пассивную базу, сформированную из остатков по счетам. Это позволит банку увеличить клиентскую базу почти на 50% – сейчас общий объем эмиссии расчетных карт Сбербанка превышает 26 млн, а право на социальные льготы в регионах имеют более 12 млн человек. Некоторые предполагают, что таким образом банк получит доступ к стабильной лояльной клиентской базе.
Но есть и другие мнения. «Что касается доступа к клиентской базе, так Сбербанк и сейчас имеет клиентскую базу, размер которой превышает размер клиентских баз всех остальных банков. И потенциальное дополнительное увеличение клиентской базы лишь дополнительно укрепит и без того самый устойчивый банк России. С другой стороны, внедрение такого проекта существенно сократит бюджетные расходы на рассылку письменных уведомлений о состоянии пенсионных накоплений. Еще один плюс от введения такой системы – это более оперативное обслуживание клиентов в виду сокращения очередей в офисах Сбербанка, что позитивно скажется на эффективности работы», – отметил Константин Мамыкин.
«Мы считаем, что сотрудничество Сбербанка и ПФР будет способствовать ликвидации информационной безграмотности граждан в вопросах пенсионной реформы. Всем известно, что Сбербанк – крупнейший и старейший коммерческий банк России, за время своей работы заслуживший авторитет и доверие граждан, поэтому информация о нынешней пенсионной системе с подачи Сбербанка будет восприниматься населением более лояльно», – добавил Ярослав Колесников.
Фото: Коллаж Анны ВИТЕНБЕРГ