До недавнего времени сокращения в банковском секторе в нашем регионе, в нашем городе, казались чем-то отдаленным. Однако накануне в редакцию сайта 102banka.ru поступило сообщение из службы по подбору персонала одной известной аудиторской компании Уфы: пачками приходят резюме от банковских работников причем на банальную должность – помощник аудитора.
Если бывший инвестиционный банк Morgan Stanley объявляет о дополнительном сокращении персонала на две тысячи человек (The Financial Times), для нас это не удивительно. Тем более что народ на Западе более мобилен по своей сути и настолько развита там сфера услуг, что человек может себя применить в любом случае.
Но люди на самом деле настроены оптимистично, но это пока. Согласно опросу ВЦИОМ, в ближайшие два-три месяца 28% жителей страны ждут сокращений у себя на работе. 27% россиян считают увольнения на своих предприятиях возможными, но маловероятными. Практически невозможными их считают в основном 18-24-летние работники и респонденты с высокой и средней самооценкой материального положения. Сокращения идут на предприятиях разных сфер деятельности – от финансовой до промышленной.
Кому и можно сегодня не волноваться, так это госслужащим. В государственных структурах вряд ли будут серьезные сокращения. Однако, по словам экспертов, ситуация может измениться. Но что касается опять же банков, оптимизация будет и в госбанках.
Президент Сбербанка Герман Греф объявил своим сотрудникам о грядущих сокращениях, отметив, что это необходимо для повышения эффективности бизнеса – в своем ежемесячном обращении ко всему кадровому составу Сбербанка. Сбербанк планирует в течение ближайших пяти лет сократить каждого четвертого сотрудника. Об этом говорилось в новой пятилетней стратегии развития Сбербанка и не раз упоминалось в СМИ. ВТБ ранее говорил, что планирует снизить расходы на 15-20 процентов в четвертом квартале в годовом соотношении и может урезать вознаграждение топ-менеджеров.
«В целях снижения доли административно-хозяйственных расходов ВТБ в общих затратах предполагается введение моратория на увеличение численности персонала и фонда оплаты труда, а также отказа от дополнительного премирования сотрудников», – говорится в сообщении. Оптимизация идет и в другом крупном банке – «Уралсибе». Об этом сообщил нашему сайту бывший сотрудник данного банка.
Ощущают приток соискателей и отток банков-потенциальных клиентом, безусловно, кадровые агентства. По словам директора кадрового агентства «Human Resources» в Уфе Ирины Зобковой, «обращение соискателей увеличилось, идет поток соискателей. Наблюдается сокращение в банковском секторе линейных сотрудников, например операторов и кредитных экспертов. Банковских позиций нет в нашем пакете услуг – все позиции приостановлены».
На вопрос, смогут ли переквалифицироваться в поиске работы через агентства служители финансам на, например, должность «продажника» в другом секторе? На на наш вопрос Ирина Зобкова ответила, что, скорее всего, нет. «В резюме мы прежде всего обращаем внимание на последний опыт работы, если этот опыт касается работы в банке, то и приоритет в поиске для этого человека вакансии в банках». По словам Ирины Зобковой, в целом число соискателей увеличилось в два раза.
Больше всего увольнений ожидается в строительстве, недвижимости, финансовом секторе и автомобилестроении. Сокращения на промышленных предприятиях уже ведутся, хотя массового характера пока не принимают. Как отметила директор агентства «Анкор» в Уфе Роза Ремеева, «в основном это звучит так – «мы уверены, что до конца года все будет нормально, и мы будем иметь работу и зарплату, а в следующим году – неизвестно».
Кто-то говорит, что кризис будет продолжаться один год, кто-то говорит, что минимум два года. За 10 лет предприятия обросли жирком и балластом. Не секрет, что большинство компаний перестало считать затраты и риски. Неоправданно увеличились штаты. В банках увольняются люди, возможно, которые не были нужны изначально. За исключением направлений, например, ипотечного, которые сократили (на сегодняшний день многие банки приостановили ипотечное кредитование – прим. авт.). Но пока не можем сказать, что есть много предприятий, которые стали бы сокращать нужных людей. Мы знаем, что на рынке труда в последнее время шел кадровый голод. В итоге студенты, выпускники вузов порой с непонятным образованием выходили на рынок с ожиданием зарплаты в размере не менее 20 тысяч рублей. Сейчас многие должны быть готовы работать за меньшую зарплату».
Таким образом, еще два месяца назад работодатели были готовы покупать и перекупать персонал. Теперь с тем же энтузиазмом взялись за сокращение штатов. По сообщению руководителя кадровой службы одного из банков Уфы, «руководство четко ставит задачи по избавлению от ненужного балласта. Автоматически те, кто на испытательном сроке, его не проходят, для других сотрудников придумывают сложные задания». Следует напомнить, что во многих финансовых организациях сотрудники проходят ежегодную аттестацию, в рамках которой тоже можно придумать лишний повод для расставания с ненужным сотрудником.
Что делать сотруднику? Но все же многие работодатели пытаются договориться по-хорошему. Работодатель, не чувствующий своей правоты, не захочет связываться с судом, который длится несколько месяцев и в итоге все равно оборачивается убытками даже большими, чем законная процедура увольнения. При малейшем сопротивлении сотрудника дело может повернуться в его сторону. Однако, идя на конфронтацию, нужно быть готовым держать оборону.
«Усилить дисциплину труда, придерживаться распорядка. В первую очередь вовремя приходить-уходить с работы, соблюдать режим обеденного перерыва. Важно не давать повод для вынесения дисциплинарных взысканий», – советует юрист Сергей Карлыханов. Правда, уже сам сотрудник может не захотеть, чтобы в его трудовой книжке была запись о сокращении. «Здесь можно поторговаться. Например, обменять свое заявление о добровольном уходе (либо по соглашению сторон) на денежную компенсацию, разумеется, оговоренную письменно», – добавляет юрист.
По данным ВЦИОМ, в случае потери работы россияне, как правило, настроены на немедленный поиск новой (56%). Только 9% в этой ситуации немного отдохнули бы, а затем начали бы искать новое место, 7% встали бы на учет в службу занятости и лишь 4% не предпринимали бы никаких действий.
Банки всего мира уже уволили более 150 тысяч человек с начала финансового кризиса. Думается, к этой статистике добавят и наших банкиров.