ЦБ РФ предлагает банкам создать фонд, который будет помогать им в кризисной ситуации. Вопрос о создании фонда коллективной финансовой безопасности предложил рассмотреть глава департамента банковского регулирования и надзора ЦБ РФ Алексей Симановский на слушаниях в Госдуме.
По его мнению, этот фонд мог бы быть создан на базе Агентства по страхованию вкладов за счет отчислений банков, а также частично за счет средств государства. Средства фонда могут направляться на покрытие потерь банков при возникновении проблем, например, отток вкладчиков или падение стоимости акций.
Так, вкладчики, в которых жива память финансового краха 1998 года, готовы в любой момент забрать деньги из банков, что для многих участников рынка означает немедленное банкротство. Такой случай массового снятия наличности отмечен в «УралСибе». Накануне пресс-служба Национального банка РБ разослала пресс-релиз по ситуации в «Башинвестбанке». В нем отмечается, что по информации руководства ООО «Башинвестбанк», в банке возник технический разрыв ликвидности (временный недостаток наличных денежных средств в кассах банка), связанный со снятием гражданами средств со вкладов и счетов в размерах, превышающих запланированные (согласно срокам, установленным договорами банковского вклада). «В этой ситуации банк задерживает исполнение своих текущих обязательств. Их исполнение осуществляется за счет поступающих средств, в основном от погашения предоставленных кредитов».
Вчера, участвуя в телевизионной передаче, заместитель председателя Национального банка Радмир Ганеев отметил, что «у каждого банка своя система управления рисками. В этой ситуации я должен признать, что система управления рисками в «Башинвестбанке» была не самой лучшей, у «УралСиба» есть «подушка безопасности», а управленческая модель была выстроена под будущие риски. Она себя оправдала».
«Подушка безопасности», по словам начальника управления делами Национального банка РБ Шамиля Аминова, означает то, что банк имеет возможность привлечь дополнительное финансирование. «Во первых, это дополнительное финансирование, во-вторых, структура активов позволяет оперировать ликвидностью. Мелким банкам сложнее в этом случае, структура активов не позволяет, если, например, активно кредитовали промышленность. В кризисе – это не очень гибкий механизм. «УралСиб» может получить помощь, прокредитоваться под залоги у ЦБ РФ, для этого есть у него соответствующие рейтинги – это третий пункт «подушки безопасности». Более мелкие банки не всегда могут получить помощь – ЦБ РФ не может раздавать кредиты налево и направо».
Сейчас банки, чтобы избежать стресса, активно создают собственные «подушки безопасности». «Это оправдано в нормальных условиях, но «при возникновении вопросов системной неустойчивости они должны решаться системными мерами», – отметил Алексей Симановский.
«Если банк здорово провалился, то фонд мог бы заменять владельцев и руководство банка и искать новых инвесторов. Сейчас этим занимается государство», – объяснил представитель ЦБ РФ. По мнению начальника аналитического отдела уфимской консалтинговой компании «Советник» Константин Мамыкина, такая инициатива по созданию фонда «не означает, что ресурсы государства исчерпаны, и оно перекладывает ответственность за банки на плечи самих банков по принципу – спасение утопающих дело рук самих утопающих. Это говорит о том, что нет четкой согласованной всеми членами правительства позиции по методам выхода из кризиса. А стремление объединить средства банков в единый страховой пул происходит еще от советской привычки не к индивидуальной, а к солидарной ответственности».
В настоящее время кредитные организации отчисляют деньги в систему страхования вкладов для выплаты компенсаций вкладчикам банков-банкротов. На эти цели они ежеквартально перечисляют 0,1% от объема привлеченных депозитов населения. Новый фонд, который предлагается создать в рамках АСВ для помощи уже не вкладчикам-физлицам, а самим банкам, потребует гораздо больше средств, говорят эксперты. Сразу же возникает вопрос – обладают ли достаточными средствами для подобных инициатив банки?