Десять российских продуктовых ретейлеров – X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.), «Магнит», «Дикси», «Лента», «Окей», «Седьмой Континент», «Холидей», «Мосмарт» («Иремель»), «Виктория» и «Копейка» – попросили Сбербанк и ВТБ о кредитной поддержке суммарно на 50 млрд рублей (около 1,8 млрд долларов), сообщил источник в крупной розничной сети. В обмен на кредиты сети обязуются вовремя расплачиваться с поставщиками и не поднимать цены на товары первой необходимости. Отметим, что в Уфе представлены X5 Retail Group (сетью «Пятерочка»), «Магнит», «Мосмарт».
Еще в середине октября правительство поручило Сбербанку и ВТБ выделить финансирование крупнейшим ретейлерам для спасения отрасли. По итогам правительственных совещаний был составлен список из девяти ретейлеров. В ходе встреч ВТБ тогда огласил и примерные ставки по своим кредитам – 15-18% годовых в рублях.
Тем временем первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что «Седьмому континенту» и «Магниту» уже предоставлены первые кредиты. По его словам, торговые сети стали получать кредитные линии еще в конце прошлой недели. По остальным кредитные комитеты готовят решение.
Известно, что «Мосмарт» в последней декаде октября 2008 года уже привлек кредит Сбербанка на 1,3 млрд руб. Самый крупный кредит, по данным источников, получит X5 Retail Group. Условия кредитования будут определяться для каждой компании в индивидуальном порядке. Результаты переговоров могут стать известны к 1 ноября.
Игорь Шувалов надеется, что благодаря господдержке сети продолжат реализацию своих инвестиционных планов. В то же время Шувалов отметил, что проблема кредитного ресурса до конца не решена, но работа пошла и кредитные средства предоставляются в «ручном режиме».
В редакцию поступили вопросы от населения по поводу отсутствия в некоторых «сетевиках» привычного ассортимента. Так уфимец Михаил Антипин отметил, «как раз вчера был в одном из супермаркетов – изчез ассортимент дешевых марок сигарет, в крупных сетях видно отсутствие некоторых продуктов питания , но, что удивительно, в мелких магазинах таких проблем не заметил, ассортимент в полном порядке».
По словам начальника аналитического отдела уфимской консалтинговой компании «Советник» Константин Мамыкина, «в ряде сетевых магазинов наблюдается сокращение продуктовой линейки. Связано это с тем, что сети в большинстве своем заключают договора на поставку товара с отстрочкой оплаты, по сути оплата проходит после реализации товара.
И в кризисных условиях не все сети успели подстроиться под новые реалии, так как поставщики стали выдвигать более жесткие условия, касающиеся оплаты товара. А магазины шаговой доступности в большинстве своем работали по предоплате, поэтому кризис не повлиял на их ассортимент». Как говорят аналитики, обстановка с ликвидностью настолько напряжена, что ретейлеры кредитуются у своих поставщиков: отсрочки по платежам выросли в последний месяц со стандартных 30 дней до 50-90.
Начальник развития продовольственных рынков и связи с отраслевыми союзами минсельхоза РБ Валерий Белов отметил, что «в Башкортостане в этом году собран рекордный урожай зерна, хорошие результаты по техническим культурам, молоку, мясу. Так что недостатка в продуктах не будет». По его словам, ведутся переговоры с крупнейшими сельхозпроизводителями республики о поставках продукции сетевым магазинам.
Однако исполнительный директор Торговой ассоциации РБ Светлана Ягафарова отметила, что «проблема есть с кредитованием. Страдают и местные производители. Если магазины не могут оплатить, производители не смогут сбыть – замкнутый круг».
«Финансовый кризис коснется всех без исключения секторов экономики, только с различной степенью негативного воздействия. Продуктовых ретейлеров кризис же коснется в меньшей степени. Потому что если покупатели перестанут покупать дорогие продукты, сместят ассортимент в сторону более дешевого сегмента», – добавил Константин Мамыкин.
По словам Валерия Белова, «министерство сельского хозяйства Башкортостана на всякий случай прорабатывает варианты координирования действий торговли и производителей для бесперебойного обеспечения населения продовольственными товарами в сетевых магазинах».