В России разрастается сеть кредитных потребительских кооперативов для граждан (КПКГ) – по сути, касс взаимопомощи, знакомых нам с советских времен. Их механизм (пайщики коллективно контролируют погашение займов, предоставляемых только членам КПКГ) на данный момент востребован. По имеющимся данным, практически в каждом регионе Российской Федерации имеются кредитные кооперативы, которые объединяют сотни тысяч человек. Активы данных кооперативов составляют более 10 миллиардов рублей. В республике создан Союз организаций кредитной кооперации, который входит в российскую Лигу кредитных союзов.
В последнее время участились случаи создания и использования кредитных кооперативов в разрез принципам кредитной кооперации. Не редки случаи деятельности финансовых пирамид под видом кредитного кооператива, преследующих цель личного обогащения руководителей подобных структур. И все чаще возникает вопрос «Кредитный потребительский кооператив: как не быть обманутым?». На днях в Уфе, в торгово-промышленной палате РБ, прошел круглый стол на данную тематику. Его участники обратили внимание на необходимость защиты имиджа кредитных потребительских кооперативов от проявлений недобросовестной конкуренции на финансовом рынке и преступных посягательств, в том числе, на предупреждение и пресечение деятельности так называемых «финансовых пирамид», маскирующихся под кредитные потребительские кооперативы.
Кредитные кооперативы, по сути, выполняют важнейшую функцию консолидации временно не работающих средств населения. И во всем мире велика роль кооперации в решении важнейших вопросов социального характера. В свою очередь, заместитель директора департамента финансовой политики Минфина РФ Владимир Луков в свое время указывал также и на социальную роль КПКГ: «Где еще многодетная мать или одинокий пенсионер возьмет необходимые деньги? Бывают случаи (во всех кооперативах это есть), что человек занимает на ремонт квартиры после пожара, а совет кооператива решает погасить ему эту задолженность. Там отношение к людям именно человеческое». Об этой особенности сказала и директор кредитного потребительского кооператива «Уральская народная касса» Наталья Мигранова: «Деятельность кооперативов сводится не только к финансовым потокам, мы позиционируем себя как общественная организация». Работа кооперативов регулируется Федеральным законом №117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» от 7 августа 2001 г.. Однако сегодня ряд его положений нуждается в поправках, считают не только в Минфине РФ, но и на местном уровне. В частности, недоработаны вопросы построения многоуровневой системы кредитной кооперации в России, определения органа исполнительной власти по государственному регулированию, контролю и надзору за деятельностью кредитных кооперативов и другие. Предполагается, что многие из этих проблем могут быть решены принятием нового федерального закона «О кредитной кооперации», проект которого находится в Государственной думе РФ.
Председатель подкомитета по содействию и развитию микрофинансирования и кредитной кооперации при комитете ТПП РБ по предпринимательству Елена Ахметшина рассказала, что по итогам проведенного круглого стола «подкомитет принимает на себя разработку механизма добровольной аккредитации кредитных кооперативов с целью повышения авторитета и укрепления доверия к ним со стороны граждан, организаций, органов власти и управления, на основе подтверждения их соответствия установленным требованиям к финансовой устойчивости деятельности кредитных кооперативов; ведение реестра кредитных кооперативов, действующих на территории Республики Башкортостан и удовлетворяющим данным требованиям; периодическое обнародование результатов добровольной аккредитации в СМИ». Кроме того, по словам Елены Ахметшиной, подкомитет совместно с Союзом организаций кредитной кооперации РБ будет изучать проблематику деятельности кредитных кооперативов и анализировать необходимость создания регионального закона «О кредитной кооперации в Республике Башкортостан». Будет организована работа по повышению финансовой грамотности населения и предпринимателей в виде семинаров, курсов, как очных, так и посредством СМИ. Надо отметить, что органам внутренних дел совместно с ТПП РБ и Союзом организаций кредитной кооперации РБ поручено разработать критерии рисковых финансовых организаций, подпадающих под понятие «финансовая пирамида» и предложения к созданию рычагов воздействия на финансовые организации, привлекающие средства населения по принципу финансовых пирамид. То есть, фактически, по итогам проведенного мероприятия принята резолюция с предложенными конкретными действиями.
По мнению директора кредитного потребительского кооператива «Уральская народная касса» Натальи Миграновой, «добровольная аккредитация просто необходима. Прежде всего, такая процедура выявит добросовестные и недобросовестные организации. Таким образом, выстроится взаимное доверие. Пайщики обязаны иметь доступ к информации о финансовом положении кооператива. А что касается Федерального закона, на данный момент много форм кооперативов. Действующий закон регулирует только кооперативы граждан. Новый же – предусматривает трехуровневую систему кооперативов. В новом законе прописывается уровень профессионализма руководителя кооператива. Будут затронуты и вопросы аккредитации. Сейчас в законе отмечено, что деятельность кооперативов должен контролировать некий финансовый орган, все слишком формально». Как отметил директор представительства инвестиционно-финасовой компании «Солид» в Уфе Михаил Титов, «в принципе, озвученные идеи очень даже хороши. Но кто за это будет отвечать на законодательном или правительственном уровне, кто будет контролировать регламенты? Например, напишет БРОКК или ТПП регламент, но это же будет рекомендацией, а не постановлением или обязательным документом. Ведь даже государство не может деньги выделить на пропаганду фондового рынка, страхового сегмента и, самое главное, пенсионной реформы, так что есть вопросы...»
По оценкам экспертов, около 60 миллионов граждан России так или иначе вовлечены в кооперацию, насчитывается более четырех тысяч подобных организаций, поэтому, действительно, необходимы как правовая аргументация их деятельности, так и четкие критерии отличия от возможных «финансовых пирамид», появление которых слишком участилось после далеких, но не забытых 90-х.