Накануне в редакцию пришел пресс-релиз от Национального банка Республики Башкортостана. Речь в нем идет о порядке перечисления кредитными организациями бюджетных платежей.
Согласно комментариям Национального Банка РБ, на основании статьи 60 Налогового кодекса Российской Федерации на банки возложена обязанность без взимания платы исполнять поручения на перечисление в бюджетную систему налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов. При этом следует учесть, что согласно письму Министерства финансов РФ от 31 января 2008 г. №03-02-07/1-13 правило безвозмездного проведения бюджетных платежей не распространяется на платежи в бюджетную систему РФ, которые не являются налогами, сборами, соответствующими пенями и штрафами, предусмотренными НК РФ.
Как было ранее...
Например, ранее Сбербанк России вправе был взимать комиссию за перечисление в бюджет пеней и штрафов по платежным документам граждан (форма №ПД4сб и ПД (налог)). Об этом говорилось, в частности в письме Минфина России от 25.02.2005 №03-02-07/2-19. Однако с 1 января 2007 года банками больше не взимается плата за обслуживание налогоплательщиков при перечислении в бюджетную систему России как налогов, сборов, так и пеней и штрафов. Эти изменения обусловлены поправками, внесенными законом о налоговом администрировании в статью 60 Налогового кодекса РФ (Федеральный закон от 27.07.06 №137-ФЗ).
Но... прописаны два случая, о которых и поведал Национальный Банк РБ
Так, согласно Положению России от 1 апреля 2003 г. №222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации», банки осуществляют операции по переводу денежных средств по поручению физического лица без открытия банковского счета на основании представляемого физлицом документа, сообщает Национальный Банк РБ.
Если человек обращается в банк с правильно заполненным документом, то есть по форме, установленной банком или получателем средств, содержащего все необходимые для перевода денежных средств реквизиты – банк осуществляет прием и перевод средств гражданина в бюджет бесплатно.
В случае обращения гражданина в банк без предоставления документа, содержащего необходимые реквизиты для перевода средств, либо с незаполненным документом по установленной форме, банк может оказать клиенту платную информационно-консультационную услугу по заполнению документа, необходимого для принятия средств от него и заполнению расчетного документа (платежного поручения) для перевода средств.
Начальник аналитического отдела уфимской консалтинговой компании «Советник» Константин Мамыкин по поводу второго пункта придерживается такого мнения: «Принимая транзитные платежи от частного лица в бюджет, банк выполняет работу, которая должна быть оплачена, так как банк – это коммерческая, а не благотворительная организация. Что касается «навязывания» этой услуги, то это спорный вопрос. Клиент, приходя в банк, либо принимает его условия, либо не принимает, так что платить или не платить комиссию за перечисление платежа – дело сугубо добровольное».
О перечислениях в бюджеты автолюбителями...
В связи с общеобозначенной тематикой в редакцию поступил вопрос от автолюбителей следующего характера. Вправе ли банки взимать плату за перечисление в бюджетную систему РФ за административные правонарушения в области дорожного движения, госпошлин за государственную регистрацию транспортных средств и за выдачу талона о прохождении государственного технического осмотра?
На этот вопрос отвечает Минфин РФ. Так, существует письмо Минфина РФ от 20.07.2007 №03-02-07/1-339. В нем говорится о том, что согласно НК РФ государственная пошлина относится к федеральным сборам. Подпунктами 29 и 35 п. 1 ст. 333.33 НК РФ определены виды и размеры госпошлин, взимаемых при госрегистрации транспортных средств, а также за выдачу талона о прохождении гостехосмотра указанных средств. Следовательно, такие госпошлины регулируются налоговым законодательством, что означает – за перечисление госпошлины за госрегистрацию транспортных средств и за выдачу талона о прохождении гостехосмотра банки не должны взимать комиссию.
О правомерности взимания банком комиссионного вознаграждения за перечисление в бюджетную систему РФ административного штрафа в области дорожного движения есть относительно свежее письмо Министерства финансов РФ от 02.06.08 №03-02-08-10, согласно которому делается такой основной вывод. «Банк вправе взимать комиссионное вознаграждение за перечисление в бюджетную систему РФ административного штрафа».
Взыскание штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения предусмотрено гл. 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, за перечисление штрафов по нарушениям в области дорожного движения банки правомерно берут комиссию.