Вчера, 21 июля, состоялось заседание правительства Республики Башкортостан. Первый из трех рассматриваемых вопросов был посвящен дополнительным мерам по по расширению представленности продуктов питания местных производителей в закупках для государственных и муниципальных нужд, сообщили нам в пресс-службе правительства РБ.
Премьер-министр правительства РБ Раиль Сарбаев, открывая обсуждение этого вопроса, сразу предупредил, что вопрос представленности продукции местных товаропроизводителей в государственных и муниципальных закупках – сложный и его нельзя трактовать однозначно: «С одной стороны, этот процесс регулируется федеральным законодательством о размещении заказов и защите конкуренции, а с другой – в целях обеспечения продовольственной безопасности и развития сельскохозяйственного производства республика оказывает и должна оказывать всяческую протекцию местным товаропроизводителям, что является общепринятой практикой во всем мире. И в этой дилемме очень важно найти золоту середину».
Министр экономического развития Башкортостана Евгений Евтушенко доложил участникам заседания о существующих пока множественных недостатках в системе закупок продуктов питания для государственных и муниципальных нужд. Вместе с тем, он сообщил, что за 2007 год и в первом квартале 2008-го государственным и муниципальным учреждениям поставлено продуктов питания республиканского производства на 1,4 миллиарда рублей. Это порядка 70 процентов общего объема закупленной продовольственной продукции.
«Закупки для государственных и муниципальных нужд – это поставка продукции на конкурсной основе для всех бюджетополучателей – госучреждений, муниципальных учреждений, – пояснил нам начальник отдела госзакупок Министерства экономического развития РБ Эдуард Мухтаров. – Сюда входят школы, детдома, больницы, средние специальные учреждения, учреждения социальной направленности, дома престарелых и так далее. И вопрос на совещании ставился так: как можно в рамках существующего законодательства каким-то образом поддержать наших местных товаропроизводителей, не нарушая антимонопольных требований».
Часть продовольственных закупок осуществляется у предприятий и организаций, зарегистрированные на территории республики, сообщил на совещании министр Евгений Евтушенко. Остальное ввозится из других регионов страны, поскольку эти товары не производятся в республике или выпускаются в объемах, недостаточных для обеспечения региональных потребностей. А в отдельных приграничных районах республики доля «местных» продуктов не превышает половины всего объема закупок.
Основными причинами, мешающими шире закупать продукты у местного производителя, на совещании были названы: транспортные расходы, сильная конкуренция по ценовым характеристикам и более широкий ассортимент продуктов нереспубликанского производства. Было отмечено, что чаще всего главным и единственным критерием оценки и сопоставления заявок в аукционе является цена контракта, из-за чего заявки местных товаропроизводителей отклоняются.
Это подтверждает тот факт, что по итогам 2007 года государственными и муниципальными заказчиками отклонено более 550 заявок, а в первом квартале текущего года около 140 заявок местных производителей на участие в торгах.
На заседании было упомянуто, что в марте этого года принята программа развития конкуренции на продовольственных рынках республики на 2008 год. Ее цели – формирование конкурентной среды, насыщение рынка качественными товарами и услугами.
Евгений Евтушенко доложил Раилю Сарбаеву, что, по его мнению, доля продуктов питания местных производителей в системе государственных и муниципальных заказов может быть в ближайшее время доведена до до 80 процентов, в отдельных районах республики – до 90.
Однако одной организацией госзакупок местного товаропроизводителя, на наш взгляд, поддержать не удастся. Сегодня практически полностью разрушена прежняя инфраструктура и сельский товаропроизводитель практически полностью отрезан от городских рынков сбыта внутри республики.
Гурьевская база, ранее служившая местом сбора и хранения местной овощной продукции и кормившая практически всю Уфу, теперь эту функцию не выполняет. Кроме того, Центральный и Колхозный рынки, ранее служившие основным местом сбыта региональной сельхозпродукции, после реконструкции стали огромными и благоустроенными, но превратились скорее в вещевые рынки. Одновременно место 38 уличных продовольственных рынков по всей Уфе заняли 14 вновь отстроенных комфортабельных рынков, однако продуктами в них теперь не торгуют. То есть места сбора и хранения, а также рынки сбыта для местных сельхозпроизводителей в Уфе практически уничтожены (об этом мы писали на сайте ранее).
Конечно, навести порядок в системе госзакупок нужно, но поддерживать местных товаропроизводителей таким методом, скорее всего, не удастся. Эту проблему одними административными мерами не решить.
«Принудительное увеличение госзакупок продуктов у местных производителей может сработать и как бумеранг, – поясняет нам ведущий специалист Центра стратегических разработок при президенте РБ Герольд Багаев. – Ну например, если местный производитель производит курятину на 10 рублей дороже привозной. Это вернется и снова ударит нас высокими ценами».
«Я согласен с вами, что мелкому и среднему товаропроизводителю в республике сейчас просто физически невозможно попасть на розничный рынок, скажем, Уфы, ибо для него просто нет места, где можно торговать, – продолжает Герольд Багаев. – Новые громадные рынки практически всех бабушек и дедушек вытеснили в городе. Я согласен, что рынки должны быть благоустроенными, но продукты-то местные тоже надо где-то продавать.
Беда в том, что мы все время ориентируемся по доходам на средний класс или на высокий уровень доходов. А ведь не все у нас живут в этом диапазоне цен, по грубым оценкам до 40% населения не дотягивает до среднего уровня жизни. Вот они-то где должны покупать продукты? Среди производителей на селе очень мало предпринимателей, которые в состоянии дать взятку руководству городских розничных торговых сетей, чтобы их продукцию тоже продавали. Созданы монопольные барьеры: частично имущественные – за счет сокращения мест торговли, частично – из-за того, что торговые монополисты берут взятки за вход на розничный рынок. Торговые сети увеличиваются, а доля розничных магазинов сокращается.
Властям надо обратить внимание на совершенствование структуры, а не на приоритеты за счет цены, в частности. Если делать «обязаловку» в закупках – это будет опять госплан. И мы тогда рискуем уничтожить рынок. Надо решать этот вопрос по-другому – просто зайти с другой стороны и помочь фермеру. В Германии, например, каждый фермер имеет свои склады и хранилища (а не гноилища, как у нас) сельхозпродукции, причем хранится все в вакуумных контейнерах, и полезный выход картошечки к маю там до 95-98%. А у нас менее 50%.
«Так ведь у нашего производителя нет таких денег, чтобы использовать такие технологии, во-первых, а во-вторых, ему некуда везти эту продукцию продавать», – заспорили мы с нашим экспертом по экономике.
«Вот о том и разговор, – смеется в ответ Герольд Багаев. – Задача государства – помочь ему создать эту базу. Можно дать длинный кредит или просто государственную помощь, но под обязательство выдавать хорошую товарную продукцию. То есть первая задача – где и как дешевле произвести. Надо в целом изучить логику рынка и пройти по всей структуре, прежде чем принимать решения. Найти барьеры, которые возникают на пути производителя и их устранять. Лучше дать, например, местному производителю дотацию на себестоимость. Если у него курятина 40 рублей стоит, а государство ему 10 рублей компенсирует, то он будет продавать дешевле».
Число производителей сокращается, не выдерживая без государственной поддержки конкуренции с привозной продукцией. На это жаловались нам и представители Чишминского сахарного завода, когда мы спрашивали их о росте цен на сахар в республике.
«У нас в Башкортостане другая проблема, – сообщила нам тогда заместитель по экономике Чишминского сахарного завода Ольга Иванова. – Производителей сахарной свеклы почти не осталось. Мощности завода позволяют перерабатывать гораздо больше, но нет сырья. В республике всего 4 завода: Раевский, Карламанский, Мелеузовский и наш. И мы просто боремся сегодня между собой за сырье. Сейчас организуем уже поставки сахара-сырца из Бразилии, потому что не из чего делать».
«А почему бы тем же сахарным заводам самим часть своих прибылей не «закачать» в помощь производителю? – ставит новый вопрос Герольд Багаев. – Почему не создать собственную сырьевую базу? Организовать партнерство с производителем, а не тратить все деньги только на реконструкцию своего завода. Весь рынок у нас в стране пока допотопно-негибкий. Нет пока понимания рыночной культуры. Мы привыкли решать все административными методами, а рынок требует большей гибкости».
Действительно, если прислушаться к советам экономиста, все получается логично – наш местный производитель получит рынки сбыта и целевую помощь государства в развитии производства, увеличит количество выпускаемой продукции, одновременно снижая себестоимость – вот цены и упадут.
Тогда и во время закупок товаров для государственных и муниципальных нужд у антимонопольной службы не будет претензий – наши местные товары будут побеждать в конкурсах именно в силу своей дешевизны по сравнению с привозными. Может быть, именно отсюда надо начинать решать эти проблемы?
Фото: Фото с сайта Аgro-smi.ru