Вчера, 15 мая в агентстве «Интерфакс» состоялась презентация общественной организации «Союз заемщиков и вкладчиков России» (СЗВР). Эта организация, позиционирующая себя как «общероссийская», была учреждена 30 июня 2007 года. Цель, которую провозглашают создатели на своем сайте – стать для заемщиков и вкладчиков гарантом «честности» банков, а для банков – гарантом ответственности со стороны населения.
На презентации присутствовал весь президиум и делегаты от уже существующих региональных отделений. На вопросы журналистов отвечали руководитель Московского регионального отделения СЗВР Олег Сорокин, первый вице-президент Павел Медведев и председатель генерального совета Владислав Кудинов.
Все трое одновременно являются и первыми вице-президентами Союза. А Павел Медведев еще и член Комитета Госдумы по финансовому рынку. Руководители «Союза заемщиков и вкладчиков России» подтвердили, что опираются в своей работе на поддержку партии «Единая Россия», на базе региональных представительств которой и формируется «Союз». По данным Олега Сорокина, организация насчитывает уже 15 тысяч членов и имеет 53 отделения в регионах России.
В центральном офисе «Союза заемщиков и вкладчиков России» нашему корреспонденту сообщили, что региональное отделения Башкортостана этой организацией еще не зарегистрировано. А представительства есть уже в областях: Брянской, Вологодской, Владимирской, Костромской, Смоленской, Сахалинской, Московской, Ленинградской и Северной Осетии. С поиском возможных контактов нам посоветовали обратиться в региональное отделение «Единой России».
Заместитель руководителя регионального исполкома партии «Единая Россия» в Башкортостане Ринат Мигранов сообщил нашему корреспонденту следующее: «Пока я не могу сказать, будет ли в республике открыто представительство «Союза заемщиков и вкладчиков» и в какой форме это будет сделано. Но работа эта нами уже ведется, а ведь это – самое главное».
Организация заявила о своей деятельности и существовании во всеуслышание только сейчас, хотя еще 24 апреля «Союз» начал активные действия, а именно информационный мониторинг ситуации с кредитами в банковской сфере. Судя по его отчетам, СЗВР успел посетить и составить свое мнение о пяти банках в Москве: «Абсолют-Банк», «Собинбанк», «ДжиИ Мани Банк» и «Уралсиб».
Председатель Генерального совета СЗВР Владислав Кудинов кратко обрисовывает пользу от организации так: «Основная задача нашей организации на текущий период – не конфронтация с банковским сообществом и безоглядная поддержка граждан по всем вопросам, а взвешенная позиция, учитывающая множество факторов. Мы являемся тем инструментом, который позволит развиваться цивилизованным отношениям на рынке кредитных услуг, который даст возможность сделать кредитование доступным».
«Чем наши граждане будут умнее и грамотнее в финансовом плане, тем более развитым будет наше общество и лучше будет жить вся наша страна, – уверена руководитель дирекции региональных общественных связей банка «Уралсиб» Рушана Ибраева. – До сих пор банки сами в силу своих возможностей занимались финансовым просвещением населения: продвигая свои продукты, одновременно разъясняли людям, как ими пользоваться. Банкам очень нужны финансово грамотные клиенты – с ними гораздо легче работать, да и к услугам банков прибегают чаще. И вообще – грамотные люди, как правило, более успешные в жизни».
Руководитель кредитно-кассового офиса ООО «Городской ипотечный банк» в Уфе Ольга Садыкова поддержала коллегу: «Финансовую грамотность надо повышать обязательно и всеми средствами, потому что сейчас заемщики банков в подавляющем большинстве мало что знают. Ипотечных кредитов это касается в меньшей степени, поскольку и процедура оформления кредита растянута во времени, и суммы кредита достаточно крупные, и в залог оформляется недвижимость. Люди готовятся к такому серьезному шагу в своей жизни и при подписании кредитного договора они уже знают почти все. В большей степени повышение финансовой грамотности должно касаться «скорых» потребительских кредитов.
Человек в этом случае подписывает в магазине заявление на кредит, которое одновременно является офертой к получению кредита, и сразу принимает на себя обязательства. Часто это делается не глядя. Клиенты обычно не хотят изучать весь договор и, когда возникает просрочка в погашении, оказывается, что они ничего не знают про штрафные санкции, указанные в договоре. Идея повышения финансовой грамотности вообще очень хорошая. И банкам при работе с просроченными платежами будет гораздо легче».
Судя по последним сообщениям, в стране развертывается целая компания по финансовому просвещению населения. Минфин выделяет на это дело миллионы, Центробанк выпускает памятку для заемщика, начинают работу общественные организации.
После такой массированной просветительской «атаки», думаем, к плачевным заявлениям «обманутых вкладчиков финансовых пирамид» серьезно относиться уже никто не будет, поскольку обмануть наших обученных сограждан будет трудно, а те, кто «сам обманываться рад», – останутся просто жертвами собственной жадности.