Бизнес Надо ли бояться «кризиса платежей»?

Надо ли бояться «кризиса платежей»?

Представители региональных операторов сотовой связи бьют тревогу и пророчат «кризис платежей». Их поддерживают представители комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам. 12 ноября вступает в силу Указание №1842–У Центробанка по приему п

" src=

Представители региональных операторов сотовой связи бьют тревогу и пророчат «кризис платежей». Их поддерживают представители комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам. 12 ноября вступает в силу Указание №1842 – У Центробанка по приему платежей удаленными терминалами. Эту дату операторы сотовой связи и называют началом «кризиса».

Мы уже привыкли к тому, что бросить деньги на сотовый телефон, заплатить провайдеру за Интернет, оплатить текущие счета ЖКХ можно быстро и удобно: в любом магазине, торговом центре или прямо в офисе с помощью терминалов, которые всегда под рукой. Однако это стало возможно всего лишь год назад, в августе 2006, когда Федеральный закон №140-ФЗ разрешил производить прием этих платежей через коммерческие организации, не являющиеся банками. Целью этого нововведения было расширить сеть приема платежей, облегчить гражданам процесс внесения платы за самые «ходовые» виды услуг и усилить конкуренцию на этом рынке.

Сказано – сделано. Предприниматели заключили агентские соглашения с конечными получателями платежей (поставщиками услуг) и расставили удаленные терминалы для приема этих платежей, где только можно. Нам стало удобно. Однако результатом реализации данного закона явился тот факт, что через канал небанковских платежей за год прошло более 100 млрд рублей. По оценкам экспертов, это более половины всех платежей.

Естественно, банки занервничали, когда увидели, как деньги буквально проплывают мимо. В результате, в июне этого года Центробанк издал специальное Указание, в котором разъяснил, что некредитные коммерческие организации больше не могут принимать платежи без посредничества банков. ЦБ обязал организации, принимающие платежи, заключать договор с банками, в которых открыты счета конечных получателей денег. Таким образом, этот документ фактически запрещает им действовать на основе агентских соглашений напрямую с компаниями – поставщиками услуг.

Владельцы удаленных терминалов попытались выполнить условия ЦБ: они обратились в кредитные организации с целью заключить соответствующие договоры, однако большинство получило отказ. Причину банки не скрывают – они не хотят платить этим коммерческим организациям вознаграждение за сбор денег, положенное по закону. Вторая причина в том, что банкам не нужны конкуренты на рынке платежей.

Озабоченность по поводу этого события высказала и Федеральная антимонопольная служба. По ее мнению, Указание ЦБ приведет к разрушению существующей сети приема платежей, устранению значительного числа участников рынка и созданию социальной напряженности, связанной с невозможностью оплаты услуг связи и ЖКХ в действующих кассах и терминалах. Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев и председатель комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник обратились с письмом к главе ЦБ Сергею Игнатьеву, в котором просят внести изменения в указание.

Сейчас действует прямая схема: гражданин – сборщик платежей – оператор мобильной связи. С 12 ноября в этой схеме появится еще один посредник – коммерческий банк, который тоже захочет брать комиссию за свои услуги. В результате пострадают конечные потребители – мы с вами. Если вместо пяти процентов при использовании терминала клиент будет вынужден платить 10% и более – большинство людей просто откажутся от услуг терминалов.

По прогнозам экспертов, решение ЦБ отбросит рынок терминалов до состояния годовалой давности. Количество участников рынка платежных терминалов может сократиться на 20%, а сам рынок начнет консолидироваться. Крупные компании сумеют договориться с банками. А вот мелким независимым операторам придется объединяться, чтобы выжить.

Обострение ситуации прогнозируется специалистами в регионах и небольших населенных пунктах, где нет большого количества коммерческих банков, принимающих платежи. Да и по малому бизнесу это нововведение ударит сильно – по оценкам, около половины организаций, принимающих платежи – представители именно малого бизнеса. Кроме того, существует опасность, что, оставшись без конкурентов, крупные компании разом увеличат комиссию за проведение платежа, а потребителям некуда будет деваться и придется это принять.

Сторонники отмены Указания ЦБ призывают пренебречь мнением банковского сообщества, не ухудшать условия для конечных потребителей и сохранить нормальную, здоровую конкуренцию.

Представитель «Уфанет» сообщил нашему корреспонденту, что их компания не ожидает существенного уменьшения поступления платежей, даже в случае, если часть удаленных терминалов частных фирм окажутся после 12 ноября вне правового поля и свернут свою работу. По его словам, не надо впадать в панику, со временем все утрясется.

Свой комментарий дал и коммерческий директор Уфимского филиала ОАО «ВымпелКом» Алексей Федулов: «Указание Центробанка, вступающее в силу в ноябре текущего года, о заключении договора между владельцами терминалов и Центробанка о введении комиссий с суммы каждого платежа, на наш взгляд, не отразится на деятельности оператора сотовой связи «Билайн». У абонентов «Билайн» всегда есть возможность оплатить услуги сотовой связи с помощью карт оплаты, в дилерских точках или получить полный спектр обслуживания, в том числе в одном из 44 эксклюзивных салонах «Билайн» в РБ».

Простые граждане озабочены перспективой уменьшения числа мест, где можно оперативно оплатить услуги связи и возможными неудобствами с этим связанными. Мнение фирм-владельцев терминалов узнать не удалось. На контакт они идут неохотно, от комментариев воздерживаются.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем