Авто Помните своего первого?

Помните своего первого?

Моим первым чуть не сбитым пешеходом был мальчишка лет восьми. Если бы он вылез на дорогу сейчас, я бы, наверное, не дрогнула. Но тогда мой реальный водительский стаж исчислялся двумя десятками часов вождения от силы...

Пацан переходил улицу по диагонали, не заморачиваясь по поводу светофоров, перекрестков и проезжающих машин. Поэтому возник перед машиной внезапно и слева. К счастью, в машине был инструктор. Он заметил мальчишку на мгновение раньше. Ели бы не инструктор, тормозить пришлось бы резко и отчаянно. В тот день я осознала, что автомобиль — это средство повышенной опасности. Не осознала, а прочувствовала это по холодным мурашкам и участившемуся пульсу.

После у меня были другие пешеходы. Мужик, возникший утром на сплошной Сочинской, в серой мороси и утренних весенних сумерках. В такой же серой, как асфальт, одежде. В том месте, где ни светофора, ни перекрестка, — сплошной поток машин. Девушка, перебегавшая Бакалинскую, — и тоже в час пик, и за каких-то несчастных 200 метров от светофора. Девушка на нерегулируемом пешеходном переходе, которая подошла немного сзади, и из-за дождя ее не было видно. И еще много людей, каждого из которых нужно было вовремя заметить и умудриться не зацепить сбоку. Каждый из которых оставлял зарубки в ментальной, эмоциональной и мышечной памяти...

Как бы ни были самоуверенны пешеходы, водитель всегда виноват больше. Не по юридическим основаниям, а по общечеловеческим. Потому что это он — средство повышенной опасности. Еще лет 10 назад в целом по Башкирии было не принято уступать пешеходам. Порой даже на зебрах. А в отдельно взятом Стерлитамаке людей пропускали везде: пешеход мог перейти улицу в разрешенном и не разрешенном месте. И водители останавливались — наверное, там уже тогда все понимали про повышенную опасность. И просто не превышали скорость, чтобы в нужный момент успеть притормозить.

Удастся ли перевоспитать уфимских пешеходов, этих отважных камикадзе, выскакивающих на проезжую часть? Бабушек с сумками-тележками, мамаш с детскими колясками, беспечных школьников, которые выходят на дорогу, не интересуясь, остановились ли все машины, а не только ближайший ряд? Наверное, нет. Но к этому можно привыкнуть. Это тебе, водителю, ни при каких условиях нельзя зазеваться и выехать на красный. Это ты должен убедиться, что перед троллейбусом на остановке уже шагает пешеход и вот-вот выскочит во второй ряд, тебе под колеса.

Но если ты едешь со скоростью 50–60 км/ч, сбить кого-то будет сложнее. Ну нет у простых граждан такой необходимости, чтобы гонять по городу на 80 км/ч и выше. Да и смысла чаще всего нет. Опередивших меня я в 90% случаев нагоняю на светофоре, и мы вместе стоим на красном. И в бесконечных перестроениях по полосам тоже смысла не много. Максимум, что выигрывает такой спешащий водитель, — квартал до ближайшего перекреста. Не смешите мои дворники...

Пешеходы, конечно, хороши. Они не заботятся о том, скольких нервов стоят водителю, когда перебегают дорогу или ждут просвета в автомобильном потоке, стоя на двойной сплошной. Не думают, что за рулем может оказаться новичок, который не чувствует габаритов и реагирует медленнее, чем опытный водитель. И все-таки лучше оставить их живыми.

Комментарии экспертов:

Преподаватель БРУКК Иван Филиппов:
«Обязанности пешехода убеждаться в безопасности перехода содержатся в п.п. 4.5., 4.8. и других, обязанности водителя уступать дорогу пешеходам содержатся в п.п. 8.3., 13.1., 13.8., 14.1., 14.2., 14.3., 14.6. Водители свои обязанности вынуждены изучать на занятиях в автошколе.
Чего не скажешь о пешеходах, которых с детства должны приучать правильно переходить дорогу родители, затем воспитатели детского сада, учителя в школе. Какой пешеход купит специально книжку ПДД, чтобы выучить свои обязанности! Поэтому в основной массе пешеходы ведут себя на дороге либо безграмотно, либо раскованно.
Иногда этому способствуют СМИ. Когда в 2010 году в ПДД ввели обязанность водителя уступить пешеходу, вступившему на проезжую часть, то СМИ полгода (с момента опубликования до вступления в законную силу) пережевывали это нововведение. И ни один корреспондент не напомнил о главной обязанности пешехода: оценивать расстояние, скорость приближающегося транспортного средства и рассчитывать время для безопасного перехода. Поэтому часто можно наблюдать, как пешеходы демонстративно выходят на дорогу близко перед автомобилем, или когда автомобиль движется в единственном числе, или когда автомобиль вынужден останавливаться на перекрестке.
По поводу поведения водителя при появлении неожиданных препятствий на дороге стоит дать совет кандидату в водители изучать внимательно это дело в автошколе, а не постигать науку методом собственных проб и ошибок».

Преподаватель БРУКК Андрей Мамонтов: «
Пешеход — это звучит гордо. Однако он такой же участник дорожного движения, как и водитель транспортного средства, который должен знать и соблюдать требования ПДД. Переходя дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу, пешеход знает, что водитель транспортного средства обязан уступать дорогу людям, движущимся через проездную часть, хотя пешеход не часто задумывается о том, что транспортное средство — это «груда» металла, которая порою не подвластна ее владельцу.
Не забывайте, что за рулем автомобиля могут находиться начинающие водители, в неподходящий момент в автомобиле могут возникнуть неисправности, которые не дадут возможности своевременно остановить транспортное средство, и, в конце концов, за рулем могут оказаться водители в алкогольном, наркотическом опьянении. Все это может привести к тяжким необратимым последствиям.
Переходя проезжую часть из-за остановившегося транспортного средства, будьте гораздо внимательнее, чем на открытом участке дороги. Безалаберность может привести к неожиданному наезду автомобиля. Проходя регулируемый пешеходный переход, пешеход не должен забывать о разгильдяях, находящихся за рулем автомобиля и не соблюдающих ПДД (к сожалению, таких еще много).
Будьте внимательнее, двигаясь по тротуарам, переходя дорогу, где образовался затор, который порой вынуждает водителей в нарушение Правил объезжать эти «препятствия», не замечая пешеходов.
И, конечно же, особое внимание требуют к себе дети. Переходя проезжую часть, обращайте внимание на ребятишек, пытающихся перейти дорогу в неположенном месте, под красный сигнал светофора. Будьте взаимно вежливы к другим участникам дорожного движения!»

Гузель Салимова
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем