17 августа суббота
СЕЙЧАС +28°С

Чего мы лишились в кризис

Поделиться

Они уходили поодиночке и целыми семьями: за два года модельное разнообразие российского авторынка сократилось почти в два раза, и из 500 моделей выжили менее 300. Некоторые потери мы пережили безболезненно, и вряд ли кто-то рыдал над последним аривидерчи «Сеата» или насупленным уходом VW Phaeton. Но есть модели, которые мы любили за их самобытность, а значит, найти им замену не так-то просто. Почтим их память и будем надеяться, что они когда-нибудь вернутся в еще лучшей форме.

SKODA Fabia

Глупо заламывать руки, ибо SKODA Fabia де-факто осталась в России в обличье родственного седана VW Polo калужской сборки, который, убеждают нас, лучше, больше, задастее – короче, 100% для россиян.

Но все-таки замена неравноценна: например, мы любили Fabia за ее 1,2-литровый безнаддувный моторчик мощностью 69 л.с., который делал машину доступной, но довольно увлекательной в езде (во многом за счет удачной механической коробки передач). В классе городских «бюджетников» сегодня можно выбрать Renault Sandero или Lada X-Ray, но, если честно, вышедшая в 2007 году Fabia II ехала лучше, собраннее и в чем-то даже комфортнее, чем современные автомобили на платформе В0. Fabia была самым недорогим способом приобщиться к немецким ценностям концерна Volkswagen, причем ее не испортили чрезмерным усложнением конструкции.

Тем более жаль, что в Россию не поставляется Fabia нового, третьего поколения, на платформе, частично унифицированной с современной тележкой MQB, которая позволила сделать машину компактнее, но вместительнее.

Классовый исход. Кризис ударил не только по отдельным маркам, но и по целым классам автомобилей, например, в России радикально сократился ассортимент мини- и компактвэнов, пикапов, горячих хетчей и непремиальных седанов Е-класса. Многие нишевые модели появились в России на волне ажиотажного роста рынка до 2008 года и в период 2010-2013 годов, однако эти модели первыми сдались под натиском кризиса – у россиян они зачастую не пользовались большим спросом и были представлены больше для ассортимента.

Suzuki Grand Vitara

Когда в 2005 году на рынок вышла новая тогда SGV, многие отмечали ее концептуальное сходство с Toyota RAV4 и клеймили модель за вторичность. Но прошло десять с лишним лет, и случилось чудо: Suzuki Grand Vitara из мейнстримовой модели превратилась в единственный среднеразмерный кроссовер, сохранивший не только честный полный привод с тремя дифференциалами (межосевой – блокируемый), но и понижающую передачу! Это был тот случай, когда не лихорадочная гонка за демоном прогресса, а сохранение старого доброго превратило автомобиль в своего рода сенсацию.

Говоря откровенно, к середине второй декады XXI века SGV устарела: простенький интерьер, средняя управляемость, умеренный комфорт, а в качестве расплаты за постоянный полный привод – повышенный аппетит. Тем не менее некоторым был нужен именно такой автомобиль, пусть непритязательный, но готовый пуститься во все тяжкие. К тому же японской сборки.

Grand Vitara числится в списке моделей на официальном сайте Suzuki, но поставки в Россию приостановлены – слишком неопределенно ее будущее при курсе доллара 60+. К тому же российский кризис застал Grand Vitara в неудачный момент, ведь еще в 2014 году компания намекала на возможное прекращение производства модели, однако под активным давлением со стороны дилеров разных стран (например, Австралии) сохранила производство в японском городе Ивата. О перспективах российских поставок теперь говорят только гипотетически: скорее, нам светит новая Grand Vitara года через три, подробностей о которой практически нет.

Остановка производства. Сильнее всего в кризис пострадали среднеценовые авто, которые импортировали из-за границы, однако свернуто производство и нескольких локализованных моделей: ушла Nissan Teana, прекращен выпуск Renault Fluence, а бегство GM означало остановку выпуска всех моделей на питерском заводе компании: Opel Antara, Chevrolet Captiva, Opel Astra, Chevrolet Cruze.

Mazda MX-5

Эта модель не была в лидерах продаж, но она была в сердцах многих. Многие мечтают о второй машине просто для фана, и кто-то выбирает внедорожник, а кто-то – легкий спорткар. На Mazda MX-5 скорость ощущается остро, как на мотоцикле, а километры превращаются в семечки – вроде бы наелся, но рука тянется за еще одной, последней. А потом еще. И еще. Ведь лето короткое, и нужно запасать впрок.

Заднеприводный родстер с близкой к идеальной развесовке и спортивным характером – в России это вызов устоям и традициям. Mazda MX-5 невозможно понять прагматичной частью мозга, которая напоминает нам, во сколько нужно забрать детей из спортшколы. Это олицетворение автомобильного эгоизма, когда вы отказываете родственнику в перевозке тяжестей не из лени, а потому что тяжести сюда не войдут. Вы должны выбирать строго одного спутника в единицу времени, а это делает атмосферу особенно доверительной.

Недавно вышло новое поколение Mazda MX-5, и нам даже не хочется травить вам душу рассказом, насколько она стала легче, быстрее, лучше, а еще – красивее.

Уход MX-5, столь предсказуемый и логичный, олицетворяет собой еще и смерть в России целого класса фан-каров, которые делали наши мечты чуть разнообразнее: родстеры, кабриолеты, купе, горячие хетчи – нам сейчас не до вас. А жаль.

Дальше – хуже? В будущем производители будут подходить к формированию модельных рядов в России куда более осмотрительно, и дело не только в курсах валют. С 2017 года обязательной становится система ЭРА-ГЛОНАСС, которая страшна не сама по себе, а необходимостью сертификации каждой модели с проведением двух краш-тестов специально для России. В отношении моделей с низким прогнозируемым спросом это попросту невыгодно, поэтом возить автомобили для галочки будут реже.

Nissan Juke

Его либо ругали, либо хвалили, но обязательно взахлеб. Это был автомобиль-тролль, который не боялся быть поруганным, а это редкое ныне качество.

Абстрагируясь от внешности (вопрос вкуса), Nissan Juke было и за что отметить. Если среди компактных кроссоверов были те, что едут не хуже иных купе, то это Juke. Он был интуитивно-понятен и в меру провокационен. Его сложный полный привод с двойной муфтой подключения задних колес позволял бросать автомобиль в «заднеприводный» занос. В версии Nismo он отличался солидной динамикой разгона и во всех версиях будоражил кровь затейливым оформлением интерьера и мускулистыми крыльями в зеркалах заднего вида.

При этом его компактность делала Juke довольно удобным городским автомобилем, который не боится ни тесных парковок, ни весенних кочек.

В его главные минусы я бы записал даже не дизайн экстерьера, а очень уж скромный багажник. Впрочем, есть масса моделей с гораздо большим багажником, но вот таких, как Juke, пожалуй, нет.

Для галочки. Ряд брендов ушел официально, и в их числе – Seat, Alfa Romeo, Acura, Opel, Chevrolet. Другие же еще не объявили о «разводе» с Россией, однако существенно сократили активность: SsangYong и Great Wall распродают старые запасы, Honda работает с парой моделей по предзаказу, Peugeot, Citroen, Mitsubishi, Subaru, Mazda и Suzuki держатся, но ограниченный ассортимент востребованных моделей оставляет мало места для маневра.

Honda Civic

Honda Civic всегда была чуть горячее прямых конкурентов – «верховые» моторы VTEC обязывали. Но восьмое поколение Civic просто влюбляло.

Его экстравагантный дизайн создавал иллюзию, что этот шоу-кар годится разве что для выставок, однако Civic был довольно практичным автомобилем, в котором не было оригинальности ради оригинальности. В его характере были спортивные нотки, а 1,8-литровый мотор впечатлял экономичностью.

За такую душевную щедрость мы готовы были простить Civic и его саркастический просвет, и дерганый робот, потому что талант может себе позволить несколько странностей.

К девятому поколению Civic заплыл то ли жирком, то ли силиконом и утратил лаконичность дизайна, а заодно и часть сильных качеств, вроде дерзковатой управляемости и заманчивого интерьера. Однако Honda быстро сориентировалась и начала выпускать апгрейды. В этом году и вовсе представлено десятое поколение хетча, но нам не светит и оно.

Даже с учетом американских горок, на которых Civic мечется от успехов к спадам, нам будет не хватать этой модели, ведь если от иных производителей мы не ждем ничего, кроме эволюционного прогресса, то Honda Civic умел удивлять.

Сегодня Honda представляет в России лишь два кроссовера – CR-V и Pilot, ни один из которых не возбуждает так, как Civic VIII.

Чтобы закончить на мажорной ноте, вспомним: свято место пусто не бывает. АВТОВАЗ удачно зашел в нишу бюджетных седанов с Lada Vesta, российский офис Renault спроектировал специально для России кроссовер Kaptur, Hyundai готовится к старту производства Creta, Toyota локализует RAV4, а Nissan перенес из английского Сандерленда в Ленинградскую область производство Qashqai для России. Модели, которые по-настоящему востребованы рынком, остаются.

Кто еще ушел

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гоша
19 июл 2016 в 14:09

В статье описаны все те автомобили, на которые лично я никогда бы даже не взглянул и которые меня совершенно не интересуют, ну просто потому что не нравятся они мне, бывает такое. Однако Артём про каждый автомобиль так "вкусно" расписал, что невольно проникаешься к этим моделям не то чтобы уважением, но некоторой симпатией уж точно!
Артем, Вам надо попробовать себя в рекламной деятельности - писать классные "продающие" тексты у Вас получится, уверен в этом!

Гость
19 июл 2016 в 16:24

и все еще впереди...уйдет еще больше. потому как рост доходов прекратился, а расходы увеличились раза в два-три. знаю многих кто просто сменил дорогой джип на более простую машину, просто потому что стало тяготно содержать. так что это пока покупают те кто копил, либо просто у кого есть деньги. Лично я не готов покупать авто, причем сравнительно простое по цене полуторки.... буду ждать когда либо доход вырастет, либо цену снизят. правда в россии второй вариант в принципе исключен. проще уйти с рынка чем снижать цены.

Гость
19 июл 2016 в 15:02

Focus, Solaris, Corolla остались, лучшие по цене качеству на сегодня, остальные скатертью дорога