Неожиданные перестроения без поворотников, резкие маневры и любители подрезать – суровая реальность, с которой сталкивается каждый новичок. Кто-то, столкнувшись с такой манерой вождения и пережив свое первое ДТП, надолго теряет водительский энтузиазм, кто-то усваивает уроки и начинает вести себя так же. Ну а большинство все же станут вежливыми, хотя и немного нервными, водителями.
Между тем Минздрав предупреждает: риск попасть в аварию во время сильного стресса в пять раз выше, чем в спокойном состоянии. На дорогах Уфы причин для нервотрепки предостаточно: стремительный рост количества автомобилей, пробки, хамство и агрессия. Поэтому научиться не поддаваться стрессу – один из важных навыков для новичка.
Учителя и собственники
Существует всего два типа людей, которые доставляют неудобства на дороге. Первые – учителя и избранные. Они всегда лучше других знают, как нужно вести машину. Если вы будете невнимательны, они догонят вас и подрежут. Они уверены, что лучше, умнее и быстрее всех остальных. Поэтому там, где для простых смертных только две полосы, для избранных существует третья. Если несколько машин стоят и ждут момента, чтобы повернуть налево, избранный проедет по правой полосе и встанет впереди колонны или просто повернет с правой полосы. Поворотники при перестроении они могут не включать, могут объехать пробку по обочине или встречке просто потому, что считают себя достойнее других.
Вторые – собственники. Они очень болезненно относятся к нарушению границ, нервничают, если к их автомобилю подъезжают слишком близко, не выносят, если кто-то занимает облюбованное ими место для парковки.
Как пережить стресс за рулем
Первое время со мной ездил муж. Сначала это помогало: пассажир посматривал за правым боком машины и даже подбадривал. Однако вскоре и сам начал заметно нервничать. «Посигналь ему, почему ты ему не сигналишь!» – заводился он каждый раз, как очередной хам подрезал нас. «Ближе, ближе. Ну, вот, конечно, ты оставила дыру, и он тут же перед нами влез», – негодовал он, когда кто-то нетерпеливый начинал втискиваться между нами и впереди идущим. Дистанцию, которую ПДД рекомендуют соблюдать для безопасности, другие использовали как средство достижения своей цели. Надо сказать, что кнопка клаксона у меня расположена неудобно: на левом подрулевом переключателе. Поэтому лишний раз сигналить неудобно, а иногда и вовсе не стоит этого делать – важнее держать руль и контролировать дистанцию. Поэтому даже самым отъявленным хамам я не сигналила. Вместо этого я делала глубокий вдох и выдох, «выпуская пар». А недавно узнала, что «продышаться» – это первый шаг к преодолению стресса.
Способ борьбы со стрессом
Первое, что нужно сделать, – это продышаться. Глубокий вдох и выдох – вот то, что помогает в такой ситуации. Можно даже остановиться на некоторое время и успокоиться, а затем продолжать движение. Если чувствуете ярость, которую сложно контролировать, можно откинуться на сиденье и начать считать в уме. Можно подумать о том, что глупые (грубые/агрессивные) водители абсолютно неизбежны. Пытаться перевоспитать их – бесперспективное занятие. Нервничать тоже не стоит. В общем, продышались и поехали.
Проблема не выглядит такой непреодолимой, если мы готовы ее решать. Грубо лезут из соседнего ряда – пропускаем и едем дальше. Не включают поворотники – но мы же готовы к этому и внимательно следим за другими машинами. Когда ты готов к таким вещам, они не кажутся столь ужасными.
Ну и поскольку мы нашли решение, вовремя и плавно притормозили, ушли от столкновения и вообще с достоинством вышли из ситуации, можно похвалить себя за проявленную выдержку, хладнокровие, реакцию и находчивость. Вспоминаем неунывающего Карлсона с его коронными фразами «Спокойствие, только спокойствие...» и «Ерунда, дело житейское...» и... получаем удовольствие от вождения. Как ни удивительно, даже в пробке, в агрессивной городской среде можно управлять автомобилем и получать от этого только положительные эмоции.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com