Авто «Круглый стол» 102km.ru: Кто защитит продавцов от покупателей?

«Круглый стол» 102km.ru: Кто защитит продавцов от покупателей?

Приобретение новой машины для большинства автолюбителей – особенное событие. Многие годами копят деньги, чтобы позволить себе хорошее авто, которое бы полностью оправдывало ожидания. Но бывает так, что радость от покупки омрачается заводским браком, не за

Приобретение новой машины для большинства автолюбителей – особенное событие. Многие годами копят деньги, чтобы позволить себе хорошее авто, которое бы полностью оправдывало ожидания. Но бывает так, что радость от покупки омрачается заводским браком, не замеченным на ОТК, и даже сервисное обслуживание подчас оставляет желать лучшего. Абсолютной гарантией качества не являются ни именитые бренды, ни официальные автосервисы, ни бесконечные сертификаты, выданные мастерам производителями.

При желании недостатки можно найти в чем угодно. Обратная сторона медали – это клиенты, которые сразу же после получения машины из сервиса начинают старательно искать любые огрехи в работе мастера, а порой и вовсе подстраивают поломки. Таких людей немного, но именно они и устраивают головную боль продавцам. Такое злоупотребление законными правами получило название «Потребительский экстремизм». И именно этой злободневной и актуальной теме был посвящен «Круглый стол», состоявшийся на минувшей неделе в Уфе. Потребительский экстремизм ― это недобросовестная попытка потребителя, манипулирующего в корыстных целях законом, использовать его против добросовестного предпринимателя. Покупатель-экстремист в первую очередь стремится не защитить свои права, а получить доход или просто моральное удовлетворение.

Организатором мероприятия выступил городской информационный портал Ufa1.ru. К участию в беседе были приглашены не только руководители автосервисов и официальные дилеры ведущих автопроизводителей, но и представители юридических фирм и экспертных организаций. «На чьей стороне закон о защите прав потребителей и не пора ли защищать предпринимателей от их же клиентов?» – именно так звучал главный вопрос «Круглого стола», на который редакция 102km.ru попыталась ответить вместе с гостями мероприятия.

Разговор начался с констатации факта: люди знают свои права и не боятся бороться за их соблюдение. В большинстве случаев сторонам удается договориться и без привлечения правозащитников и суда: бизнесмены, дорожащие своей репутацией, нередко идут навстречу не всегда обоснованным требованиям покупателей. Лояльность дороже денег.

«Мы стараемся решать претензии мирным путем, не доводя до конфликта, – утверждает генеральный директор ООО «Тан-Авто» Владимир Мишин. – Мы находимся на стороне нашего покупателя. Я постоянно говорю это своим сотрудникам и требую, чтобы они работали соответственно. И я уверен, что и другие автодилеры могут сказать покупателям: «Мы за вас». Экстремистов, о которых идет речь, в нашем бизнесе очень и очень мало – меньше одного процента. Но они есть, и мы должны с ними работать. Мы идем навстречу клиентам, и любой уважающий себя дилер поступает так же».

«Один из таких клиентов, с которым мы долго судились, позже сказал: «Если надумаю менять машину, то непременно приду именно в ваш автосалон», – соглашается юрист компании «Акцент-Моторс» Лилия Хасанова.

Автодилеры подтверждают: споры с покупателями-экстремистами могут тянуться годами. Один суд поддерживает сторону клиента, апелляция в вышестоящую инстанцию дает обратный результат. С учетом того, что в подобных спорах фигурируют немалые суммы, до нескольких миллионов рублей, сдаваться без боя никто не желает. Но чаще всего дилеры идут навстречу, терпеливо выслушивая все новые и новые претензии.

«Конечно, черные списки клиентов мы не составляем, – говорит директор по развитию компании «Акцент-Моторс» Ирина Лютина. – Но есть покупатели, которые в течение всего гарантийного срока мучают нас претензиями. Пишут в Роспотребнадзор, в министерства, президенту... И когда мы общаемся с Роспотребнадзором по этим претензиям, мы узнаем, что, оказывается, в ведомстве уже лежит огромный талмуд жалоб только от этого человека».

В таких спорах закон предусматривает проведение товарной экспертизы. Потребитель вправе не только выбирать экспертную организацию, но и контролировать сам процесс. Вот только проверка качества автомобиля – удовольствие не из дешевых, да и профессионализм самих экспертов порой вызывает недоумение специалистов.

«Сегодня в нашем городе работает множество экспертных организаций, они растут, как грибы после дождя, – утверждает начальник Государственного бюро товарных экспертиз РБ Альфира Ахунзянова. – Нередко, не в обиду им будет сказано, в профессию эксперта попадают случайные люди, которые пользуются тем, что по закону такая деятельность не требует лицензирования».

«Если потребитель не согласен с заключением экспертной организации, он может предложить других экспертов, – продолжает юрист компании «Акцент-Моторс» Лилия Хасанова.В моей практике были случаи, когда клиенты сразу сами обращались за экспертизой, отдавали немалые деньги. Одно из дел рассматривалось в Калининском суде. Истцы заплатили за экспертизу 54 тысячи рублей, предъявили результаты в суд, и уже повторная экспертиза Минюста, проведенная по всем правилам подтвердила: существенного недостатка в товаре не обнаружено. Два эксперта – два мнения. Но суд все же поддержал сторону Минюста».

Но действительно ли потребители настолько озлоблены на продавцов? Вовсе нет. Но уверенности покупателям придает тот факт, что у предпринимателей практически нет законных рычагов воздействия на экстремистов. Остается лишь терпеть, договариваться, а в некоторых случаях – судиться. Впрочем, обращение в суд далеко не всегда гарантирует полное и безоговорочное удовлетворение всех претензий клиента.

«Судов проходит достаточно много, но о том, что потребитель проиграл, вы никогда не узнаете. Об этом ни одно издание не опубликует ни единой заметки. Мы проводим, скажем, десять судов в год. Всякое бывает – одно дело мы можем проиграть. Раз в год или раз в три года один потребитель что-то выигрывает, и об этом сразу же пишут все газеты, с полным объяснением, как отсудить у автосалона деньги», – говорит директор автосалона «Калина Авто» Рубен Адамян.

Юристы констатируют: зачастую потребители направляют претензии вообще не тем, кому следовало бы. Дилеры, в свою очередь, вынуждены отдуваться и за «серые» сервисы, и за автопроизводителей, и даже за самих истцов. За примерами далеко ходить не надо:

«

Были случаи, когда автовладелец провел ремонт машины в неофициальном сервисе. рассказывает начальник отдела по страховым спорам компании «Автоюрист» Ляйсан Хуснутдинова. – Впоследствии замененная деталь стала причиной ДТП, страховая компания в выплате отказывает, но владелец, тем не менее, пишет жалобу компании-продавцу автомобиля, который отказывается брать машину на ремонт по гарантии. Иногда бывает достаточно сложно объяснить человеку, что предъявлять претензии стоит не дилерам, а тому автосервису, в котором вам поставили некачественную деталь. Я советую всем покупателям автомобилей внимательно читать договор, прежде чем приобретать автомобиль. Лишь в этом случае вы будете знать, в каких случаях машина, например, снимается с гарантии».

Впрочем, генеральный директор автосервиса «Лонжерон» Сергей Воротник уверен, что зачастую покупатели и сами не знают, что вместо новой машины они приобрели уже побывавшую в серьезном ремонте.

«Простой покупатель этого не видит, но мы замечаем следы ремонта на новых автомобилях, – говорит Сергей Воротник. – К нам приезжала новая Nexia – мы видим, что на ней уже было заменено стекло. Владельцу при покупке машины об этом никто не рассказал».

Незадолго до проведения «Круглого стола» наша редакция обратилась к читателям с просьбой рассказать о случаях нарушений их потребительских прав. Немало читательских историй было связано с автосервисами: чаще всего, утверждают наши читатели, даже официальные мастерские грешат тем, что отказывают в гарантийном ремонте или «разводят» клиентов на дополнительные и совсем не обязательные услуги. Однако предприниматели по-своему видят причину таких действий.

«Нужно разделять понятия гарантийного и негарантийного ремонта, – объясняет директор автосалона «Калина Авто» Рубен Адамян. – Гарантию дает производитель автомобиля, и он же ее оплачивает. Поэтому нам нет смысла отказывать клиенту в гарантийном ремонте: нам не важно, кто эту работу оплатит – клиент или автопроизводитель. Если вам отказали – значит на то были действительно веские причины. У нашего сервиса нет задачи что-то «впарить» покупателю, но есть задача проверить все системы и дать рекомендации. И мы это делаем исключительно для обеспечения безопасности самого автовладельца».

Автодилеры отмечают, что сегодня многие защитники прав потребителей – такие же бизнесмены, с одной лишь разницей: дилеры зарабатывают деньги, продавая машины, правозащитники – проводя бесконечные судебные тяжбы. Закон о защите прав потребителей целиком и полностью на стороне клиентов, утверждают предприниматели. Но кто же защитит самих продавцов? В законодательстве не прописано понятие потребительского экстремизма, как и ответственность клиентов за заведомо ложные претензии.

В любом случае, каждому предпринимателю приходится каждый раз выбирать: действовать в соответствии с буквой закона, гнаться за прибылью или же просто работать на сохранение собственной репутации. А последняя, как известно, дороже всего.

Фото: Видео Рустема ВАЛИДОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем