Андре Ситроен прослыл изрядным выдумщиком. Это ему, кстати, пришло в голову соорудить рекламный баннер «двойного шеврона» высотой 300 метров, который был виден почти с любой точки столицы. Круто, не правда ли? Вы спросите, как ему удалось закрепить рекламный плакат такого эпического размера, если самое высокое здание в Париже в то время – собор Инвалидов – было чуть выше 100 метров? Так вот, в качестве «несущей рамы» Ситроен использовал Эйфелеву башню. В общем, был человеком с амбициями.
Но его амбиции не ограничивались рекламными трюками. Ситроен стал европейским Генри Фордом, организовав первое в Старом Свете массовое производство автомобилей, потом первым отказался от дерева как конструкционного материала для кузовов, затем пустил в массы переднеприводные автомобили и легковые дизели. В общем, если вы человек творческий, Андре Ситроен мог бы стать вашим кумиром.
Ситроен не просто создал одноименную фирму как юридическое лицо. Он наэлектризовал ее умением видеть необычное в обычном, и даже после смерти основателя компания продолжала удивлять мир идеями не слабее баннера с Эйфелеву башню. Чего стоит Citroen DS с гидропневматической подвеской – подобные системы и сегодня устанавливаются в основном на премиум-автомобилях, а в 1955 году встречались разве что на прототипах луноходов да «Ситроенах».
А что сегодня? Если бы Андре Ситроен дожил до нашего времени, одобрил бы он новые модели фирмы? К примеру, C3 Picasso, продажи которого начинаются сегодня, 18 июня 2009 года.
Однообъемник? Еще какой объемник!
Российская ездовая презентация нового «Пикассо» состоялась в Москве и прошла ночью – во-первых, меньше пробок, во-вторых, просто красиво. Очень по-ситроеновски.
Вместо традиционного CD-диска с пресс-китом нам раздали ручки Citroen и пустые зеленые папки. Я даже запаниковал – а как же обещанные профессиональные фото? Вы уж меня извините, но ночью на скорую руку много не наснимаешь... «Спокойно, – сказали ситроеновцы. – Вся нужная информация – в вашей ручке-флешке». Ну, не умеют люди работать по старинке.
Вот они – шесть тестовых C3 Picasso, похожие на россыпь разноцветных бусин. Дизайн смотрится дорого и вызывает ассоциации не с нынешним С3, а скорее с перспективными премиум-«ситроенами» из линейки DS – те же коренастые пропорции, та же сложная грациозность линий. При этом автомобиль на редкость хорошо смотрится в любом цвете – от насыщенного графитового металлика до классического вишневого.
C3 Picasso – это компактный однообъемник B-класса. Класса, где пока в лучах славы греются Ford Fusion и Nissan Note, плюс есть ветеран Opel Meriva и новобранец Kia Soul. Все построены на платформах моделей B-классов (в случае с «Ситроен» – это Peugeot 207), но имеют повышенную вместимость салона. И C3 Picasso, который спроектирован позже всех, претендует на лидерство по практичности.
К примеру, во время презентации Audi Q5 – среднеразмерного кроссовера D-класса – представители компании с гордостью указывали на максимальный объем багажника в 1560 литров (при сложенных задних сиденьях). Дескать, представляете, как круто – можно загрузить целый гидроцикл. А сколько войдет велосипедов! А самокатов!!! Не хочу расстраивать владельцев Q5, но у C3 Picasso максимальный объем багажника меньше лишь чуть-чуть – 1506 литров, а ведь по длине кузова младший «Пикассо» сравним с компактами, вроде обычного C3 или Ford Fiesta.
И даже в пятиместном варианте минимальный объем багажника составляет 385 литров – такой результат считается неплохим и для хетчей гольф-класса. А у С3 Picasso второй ряд сидений можно сдвинуть вперед, и тогда объем увеличится до 500 литров, вызывая зависть у иных седанов. К слову сказать, объем измеряется по уровень багажной полки, если же грузить до потолка, то войдет целый куб. А при сложенной спинке переднего сиденья автомобиль «глотает» 2,5-метровую гардину – слегка наискосок, но тем не менее.
И тут возникают подозрения. Ставлю себя на место конструкторов: длина машины едва превышает 4 метра, колесная база – как у 207-го «пыжа», багажник – аномально большой. Как этого добиться? Ужав до минимума задние сиденья? Я тоже так подумал. Но сажусь сам за собой – места для коленей примерно как в Citroen C4, пространства для ступней – еще больше, а над головой птицы могут свить гнездо. Чтобы подпереть потолок, нужен пассажир ростом два метра, да и в этом случае можно наклонить спинку заднего сиденья, выкроив еще пару сантиметров.
Не буду грузить вас всеми прелестями трансформируемого салона C3 Picasso, остановлюсь лишь на одной, довольно полезной. Пол багажника здесь регулируемый – в нижнем положении он обеспечивает максимальный объем, а в верхнем – удобство погрузки. В этом случае пол находится на уровне бампера, а при сложенных задних сиденьях получается почти идеальная погрузочная поверхность.
По большинству линейных размеров салона как в продольном, так и поперечном направлении C3 Picasso превосходит конкурентов, и это неудивительно – они были родоначальниками класса, но, как известно, большая часть славы обычно достается второму поколению, поколению перфекционистов. В Citroen действительно провели впечатляющую работу по выдавливанию дополнительных сантиметров и гекталитров из заданной длины автомобиля.
Андре Ситроен, между тем, одобрительно кивает с черно-белой фотографии.
Ситроен-Квест
Интенсивность движения в центре Москвы ночью – примерно как у нас часов в 10 утра, разве что скорости повыше. Настоящая городская карусель: встречные машины мелькают все быстрее, флюоресцентная реклама мажется тонкими бликами на обильные стекла «Ситроена», а трассеры огней очерчивают вектор нашего полета. Быстрее, еще быстрее...
Через полтора часа сюрреализм происходящего достигает уровня Need for Speed. Мы следуем карте-легенде, ныряя в узкие проулки, проезжаем под знаки «Кирпич» с табличками «Кроме Citroen C3 Picasso», носимся по узким тропам в городских парках, пугая романтиков и белок. C3 Picasso напоминает бильярдный шар, который несется по закрученному водосточному желобу из домов, ограждений и машин... На контрольных пунктах мы выполняем забавные поручения. Например, прибор с ультрафиолетовой лампой, с помощью которого криминалисты ищут следы пороха и крови, позволяет в мертвенном свете газоразрядки рассмотреть на стеклах стоящего неподалеку «Ситроена» подсказки (надеюсь, не кровью?) В другом месте нужно выставить машину так, чтобы дальний свет фар преломился в системе зеркал и подсветил послание о том, где искать очередную часть карты.
Ощущение в стиле Need For Speed возникают и по другой причине. У C3 Picasso лобовое стекло, состоящее из трех секций с тонкими перепонками, что обеспечивает непривычно широкий угол обзора. Невидимый капот и стильная панель приборов с цифровым спидометром усиливают параллели с компьютерной игрой: временами кажется, что машины вокруг тебя нет, и ты несешься через мегаполис в полноэкранном режиме. А теперь представьте, насколько усиливаются ощущения в машине с прозрачной крышей. В парках ты видишь застывшее звездное небо, в городе – неоновую феерию, а днем салон заливает светом, точно в кабриолете.
Апогеем тест-драйва стала паромная переправа с пристани в Строгино до Серебрянного бора. Это на первый взгляд вкатить автомобиль на паром – пара пустяков, но попробуйте проделать это ночью задним ходом по двум узким аппарелям. Араму Багдасаряну из нашего экипажа это удалось блестяще.
Пока мы плыли вдоль антрацитово-черных берегов и одиноких огней береговых служб, я забрался в C3 Picasso. Во-первых, чтобы никто не посчитал, какую банку бесплатного «ред була» я пью, во-вторых, чтобы оценить интерьер. Салон у С3 Picasso получился стильным – качественные материалы плюс интересный дизайн создают впечатление машины отнюдь не компакт-класса. Посадка водителя близка к вертикальной, что требует некоторой привычки, но зато вы хорошо чувствуете машину: мозжечок водителя лучше воспринимает перемещения именно в таком положении. Эргономика продумана: рычаг коробки передач как раз под рукой, руль регулируется по высоте и вылету, сиденье – по высоте, профиль и боковая поддержка – на уровне. Приборы в центре салона лично у меня никогда не вызывали вопросов, разве что в случае с С3 Picasso не вполне понравилась красная подсветка – действует как Red Bull. Зато информативности позавидует большинство конкурентов, ведь почти все сведения читаются одним взглядом.
В Москве полно многоуровневых развязок, и для наших целей это хорошо. На традиционный вопрос, на кой автомобилю в России хорошее шасси, у нас есть ответ – попробуйте удержаться на завитушке виадука в темпе Lexus IS и Mercedes SL, которые взяли вас в «коробочку», угрожая выпихнуть с трассы. Хорошее шасси – это не только fun-to-drive, но и безопасность.
C3 Picasso выглядит автомобилем отнюдь не низким, однако его цепкость и устойчивость в поворотах вызывали восторги коллег – по ездовым повадкам он напоминает автомобили, вроде Honda Civic: реакции быстрые, правильные, веселящие. Легкий руль достаточно остр, и если поработать им, как следует, от перегрузок вещи в багажнике съеживаются вдоль борта. Но при этом визга шин еще не слышно – запас сцепления очень достойный.
Чтобы добиться поведения в поворотах, доселе несвойственного компактным однообъемникам, ситроеновцы поработали с шасси и особое внимание уделили настройке подвески. Она отнюдь не мягкая, и поначалу вызывала настороженность – не перестарались ли создатели в погоне за десятыми долями в поворотах? Но нет, чем быстрее едешь, тем податливее и мягче кажется автомобиль – ради эксперимента мы проезжали гостовские лежачие полицейские с нарастающей скоростью, и самая благодать – 50 км/час. Внутренне ты напрягаешься, в ожидании удара, но машина с негромким звуком сглатывает очередной бугор. Понравилось и поведение на разбитом асфальте (мы ведь не только по центру ездили) – даже в напряженном повороте машина не соскальзывает с траектории.
Пока для C3 Picasso предлагается два мотора, разработанных в содружестве с BMW – 1,4 л (95 л.с.) и 1,6 л (115 л.с.). Тестовые машины были оснащены первым, и он показался нам достаточным для компактного автомобиля. Разумеется, двигатель не очень любит низкие обороты, и, утопив газ на 1500 об/мин, вы рискуете «зависнуть» в потоке. Однако трогается автомобиль непринужденно, а после 3000 начинается веселье, соответствующее имиджу – с заводным порыкиванием «цитрус» просачивается через городской поток, как лимонный сок через мембрану соковыжималки. Кстати, цитрусовые параллели не случайны – на голландском языке Citroen и означает «лимон», хотя после переезда в Париж родители Андре добавила фамилии французскости с помощью «ё» – получилось Citroёn. Несмотря на попытки дистанцироваться от цитрусовых, «Ситроёну» все равно идет лимонный цвет.
Если сбросить темп и ехать, как все, на передний план выходит другая особенность – автомобиль хорошо шумоизолирован. Да-да, лучше, чем C4 – ради этого в дверях установлены дополнительные уплотнители, а толщина стекол – рекордная в классе. Откройте окно на скорости 100 км/час, и в салон ворвется гул мегаполиса, заглушаемый ревом аэродинамических вихрей, срывающихся со сглаженных углов кузова. Но стоит поднять стекло, и воцаряет тишина.
Мы финишируем глубокой ночью в одном из красивейших мест Москвы, которое я запомнил еще с прошлой поездки: тогда с расстояния нескольких километров громады разновеликих небоскребов комплекса «Москва-Сити» на фоне приземистого урбанистического пейзажа смотрелась потрясающим оазисом в стиле хай-тек. Не то Нью-Йорк, не то Лас-Вегас... Теперь мы внутри стеклянных джунглей, и снизу сложно оценить истинную масштабность композиции, самое высокое здание которой достигает в высоту 268 метров. Вполне ситроеновский размер, кстати.
А представьте, какой открывается вид на ночную Москву из кафе на 59 этаже...
Почем лимоны?
Citroen C3 Picasso выпускается в Словакии на новом заводе PSA в городе со спотыкающимся названием Трнава. Сам продукт явно удался – эффектный, современный и практичный, он вполне может стать законодателем мод в классе. Осталось подтвердить качество. Присутствовавшие на презентации делегаты французской стороны заверили, что C3 Picasso попадет в список самых надежных автомобилей в классе. «Вопросам качества и его стабильности мы уделили колоссальное внимание, – сказал коммерческий директор «Citroen Россия» Жером Узель (сказал, кстати, на хорошем русском. – Авт.). – Новый завод в Словакии имеет современную систему контроля качества: к примеру, в случае обнаружения проблем, любой рабочий может остановить конвейер, что существенно снижает процент брака».
Теперь вы, вероятно, думаете, что C3 Picasso стоит безумных денег – учитывая все плюсы, это было бы неудивительно. Но суть в том, что C3 Picasso является одним из самых недорогих автомобилей в классе. Цена начинается от 499 тысяч рублей за автомобиль с двумя подушками, АБС, электропакетом и 95-сильным мотором. Версия с кондиционером дороже на 28 тысяч. За 555 тысяч рублей предлагается автомобиль в комплектации с шестью подушками безопасности, круиз-контролем и рядом других опций, а версия с мотором 1,6 литра стоит от 581 тысячи. Для сравнения, Nissan Note в базовой комплектации без кондиционера дороже «Ситроена» на 63 тысячи рублей.
Мне бы хотелось обратиться к людям, которые ищут не только вместительный В-классник, но даже автомобиль гольф-класса – протестируйте Citroen C3 Picasso. Пусть вас не смущает, что формально он относится к классу городских машин: по своим потребительским качествам он близок к «гольфам», при этом доступнее и ярче.
Для меня самого это отнюдь не праздный вопрос. После теста в голову закралась шальная мыль: не поменять ли свой C4 на новый C3 Picasso по схеме трейд-ин?
Фото: Фото «Citroen Россия» и автора