Если считать, что среднеарифметическая семья состоит из четырех человек, то Республика Башкортостан уже пришла к тому, что в каждой башкирской семье сегодня – по автомобилю!
По данным, представленным пресс-службой Управления ГИБДД МВД по РБ, на 21 апреля на учете стояло 1 147 985 транспортных средств, из них 812 176 легковых автомобилей. Подавляющее большинство автомобилей – около миллиона – принадлежит физическим лицам. То есть миллион автомобилей на четыре миллиона жителей республики. И каждый день «автоцифры» увеличиваются, так как на учет транспортных средств ставится больше, чем снимается.
На сегодняшний день за сердца и кошельки покупателей только в Уфе бьются более сотни автосалонов. На фоне такой статистики уже не вызывает удивления, что в Башкортостане получают прописку не только такие массовые автомобильные бренды, как «Форд», «Шевроле», «Хендай», «Тойота», «Ниссан», «Фольксваген», но и пытаются найти своего покупателя пока еще редкие для российской провинции, открывшиеся в прошлом году «Хаммер», «Кадиллак», «Альфа-Ромео». Возле Дворца спорта недавно распахнул свои двери автосалон «Додж» и «Крайслер». Открывшиеся ранее автосалоны полученную прибыль вкладывают в расширение мест продаж, строят новые шоу-румы. Главная транспортная артерия Уфы – проспект Салавата Юлаева, открытый в прошлом году к 450-летию добровольного вхождения Башкортостана в Россию, менее чем за год «оброс» автосалонами «БМВ», «Тойота», «Ниссан».
В стадии строительства по соседству – «Фольксваген» и «Лексус». Продавцы автомобилей осуществляют экспансию и в более мелкие провинциальные города. Во втором по величине городе республики Стерлитамаке за последние два года также открылось порядка десяти автосалонов, представляющих практически все массовые автомобильные бренды.
При этом надо иметь в виду, что автопродажи могли бы быть еще больше, если бы не сдерживались ограниченными квотами на автомобили. Так, например, чтобы купить «Мазду-6», надо занять очередь за 10-12 месяцев, а ожидание ее младшей «сестренки» – «Мазды-3» может занять до полугода. Очередь на «Форд Фокус» надо занимать за 4 месяца до даты предполагаемой покупки, а на новенький «Форд Мондео» – еще больше. Есть также небольшие очереди и на ходовые комплектации «Опель Астра» и «Форд Фьюжн». В целом же картина по автосалонам такова, что в шоу-румах красуются, как правило, максимально дорогие комплектации. А вот наиболее ходовые – базовые или базовые с небольшим количеством дополнительных опций надо заказывать и терпеливо ждать. Поэтому многие покупатели переключают свое внимание на вторичный авторынок.
Стремительное увеличение автомобильных продаж эксперты связывают не только с растущим благосостоянием россиян, но и с доступностью автокредитования. Вместе с автомобильным рынком также стремительно растет и рынок автокредитования. Так, например, в башкирском филиале «Газпромбанка» за 2007 год объем выданных автокредитов увеличился в два раза как в денежном, так в и количественном выражении! В этом году, как сказал, опираясь на данные первого квартала, заместитель управляющего филиала «Газпромбанка» в Республике Башкортостан Эдуард Юферов, эти показатели по крайней мере не снизятся.
А в целом по башкирской банковской системе, по информации пресс-службы Национального банка Республики Башкортостан, с начала 2008 года населению республики было выдано автокредитов на сумму 2,2 млрд рублей (18,7 процента от общего объема кредитов физическим лицам), что на 46,3 процента больше показателей соответствующего периода прошлого года. По состоянию на первое апреля 2008 года текущая задолженность населения республики перед банками по автокредитам составляет 11,1 млрд рублей, что на 9,1 процента выше показателей начала текущего года и в 2,1 раза выше показателей соответствующего периода прошлого года.
По данным Ufa1.ru, 35-40 процентов новых иномарок, продаваемых в Республике Башкортостан, приобретаются покупателями посредством автокредитования. А в таких крупных, работающих на башкирском авторынке уже много лет и имеющих прочную репутацию автосалонах, как мультибрендовые «Автостиль» и «Автоленд» – еще больше. По данным отдела продаж «Автостиля», реализация наиболее ходового «Опель Астра» посредством автокредитования составляют уже 60 процентов. А по информации, представленной начальником отдела автокредитования «Уфа-Автоленд» Кристиной Соколенко, продажи автомобилей марки достигли 50 процентов. Обычно в кредит берут новые иномарки. При этом средний башкирский покупатель вносит в автосалон около 30 процентов стоимости автомобиля. Средняя сумма кредита – 250-300 тысяч рублей, а срок кредитования – 3-5 лет.
Примерно такая же картина уверенного роста прорисовывается и на рынке лизинга. По словам руководителя департамента маркетинга группы компаний «Bravoлизинг» (более известной в Уфе как лизинговая компания «Автокредит» – ребрендинг в конце 2007 года) Елены Макаровой, рынок автолизинга в республике вырос прошлом году более чем на 50 процентов. В этом году также наблюдается устойчивый рост.
Схему лизинга используют как мелкие, так и крупные предприятия, приобретая от одного до нескольких десятков автомобилей. Поэтому разброс по суммам сделок – от ста тысяч до нескольких десятков миллионов рублей. Большим спросом пользуется классический финансовый лизинг. В общих чертах схема лизинга выглядит достаточно просто. Лизинговая компания приобретает необходимое имущество и передает его своему клиенту в финансовую аренду с правом последующего выкупа.
Клиент, как правило, небольшую часть стоимости имущества оплачивает сразу – от 10% стоимости, а остальное – вносит частями в течение длительного срока, обычно это период от 1 до 3 лет. По окончании срока лизинга клиент получает имущество в собственность по минимальной остаточной стоимости.
Возвратный лизинг башкирские предприятия еще не распробовали на вкус, количество сделок по нему намного меньше. При возвратном лизинге не лизинговая компания приобретает для предприятия имущество, а, наоборот, предприятие продает лизинговой компании свое оборудование или транспорт и потом само же берет его в финансовую аренду с правом последующего выкупа. По сути, возвратный лизинг – это законный уход от налогов и пополнение оборотных средств.
Общее у всех предприятий, воспользовавшихся услугой лизинга, – это умение считать деньги, поскольку лизинг имеет немало преимуществ перед автокредитом. Так, например, в соответствии с российским законодательством, на транспорт, приобретенный в лизинг, распространяется ускоренная в три раза амортизация.
Налог на имущество соответственно тоже сокращается, к тому же все операции по выплатам налога и страхованию имущества проводит лизинговая компания. Выплаты НДС осуществляются частями в течение договора лизинга с каждым платежом, а не сразу, как при кредите. Кроме того, лизинговые платежи относятся на себестоимость продукции (услуг) и предприятие вправе экономить таким образом на налоге на прибыль. Заключение договора лизинга не приводит к увеличению заемных средств, и предприятие сохраняет свою «кредитную привлекательность».
В Башкортостане услугой лизинга чаще всего пользуются таксопарки. Существует также сезонный спрос. Сейчас, в период посевной кампании, в лизинг активно приобретается сельхозтехника.
И автокредитование, и лизинг растут вместе с авторынком. По данным экспертов, рост российского авторынка будет продолжаться до 2010 года, и только потом наступит стабилизация за счет высокого предложения на вторичном авторынке. Поэтому при анализе сферы автокредитования и лизинга вспоминается реклама одного автомобиля, где в качестве слогана выступает фраза: «На пике формы!» Автокредитование и лизинг сегодня как раз на ней.
Фото: Фото с сайта Rb.ru