Город Марица Запашная, дрессировщица, народная артистка России, укротительница пантер и леопардов: «Работать надо за десятерых, чтобы оправдать эту фамилию»

Марица Запашная, дрессировщица, народная артистка России, укротительница пантер и леопардов: «Работать надо за десятерых, чтобы оправдать эту фамилию»

" src=

Потомственная дрессировщица Марица Запашная гастролирует по миру с уникальным аттракционом «Черные пантеры и леопарды», доставшимся ей в наследство от родителей Вальтера и Марицы Запашных. Повинуясь, кажется, одному ее взгляду, грозные пантеры встают на задние лапы, проявляют чудеса эквилибристики на зеркальном шаре и скользят по натянутым канатам. Нередко журналисты и саму Марицу сравнивают с этой грациозной кошкой, на что она только отшучивается:

– Я не думаю, что я похожа на пантеру. Потому что больно уж это красивое и грациозное животное, необыкновенное. Но я стараюсь на их фоне выглядеть прилично, подделаться под них.

Сложно поддерживать форму?

– Сложно. Я люблю вкусно поесть.

Можно ли сказать, что сегодня ваша профессия престижна?

– Сейчас стало радовать одно, что цирку стали уделять внимание. Это большая заслуга и самих артистов, и журналистов. Стали появляться действительно интересные передачи, после которых люди стали понимать, что цирк это не просто развлечение, а очень тяжелый труд. Это не эстрада, где можно выходить на публику под фонограмму и даже немножко выпивши. В цирке это невозможно. Цирк на сегодняшний день единственный вид искусства, где люди полностью выкладываются и умственно, и физически. И где человек каждый день рискует своей жизнью. Тот же акробат, тот же воздушный гимнаст. Одно неверное движение и, в лучшем случае, человек останется инвалидом на всю жизнь. А уж про дрессировщиков и говорить не приходиться.

Вы никогда не сомневались в выборе профессии?

– Сейчас иногда подумываю об этом. Жить хочется спокойно, на одном месте. Возможно, стала уставать от бесконечных переездов. Но боюсь, что сама долго не выдержу, если останусь надолго на одном месте. Работать, как робот, с девяти до шести я не умею.

А не было желания сына не пускать в эту профессию?

– И сейчас есть. Потому что больше всего в жизни я люблю своего сына. И мне бы не хотелось, чтобы он шел по стопам и деда, и бабки, и моим. Но это генофонд, это бесполезно. Сейчас я уже точно знаю, что он продолжит нашу династию и будет работать с хищниками. Даже несмотря на то, что сейчас он работает как жонглер на мотоцикле.

Когда он планирует выйти на манеж с животными?

– Мы не так давно взяли для него шимпанзе Чучу. Это, кстати, тоже очень опасный хищник. Единственный вид обезьян, которые едят сырое мясо, – это шимпанзе. Сейчас его номер с Чучу еще не совсем готов. Но, может быть, на Новый год мы и устроим ему дебют. И вполне возможно, что премьера состоится именно в Уфе. К сожалению, Чучу немножко приболел, когда мы были на гастролях в Челябинске. Пришлось даже педиатров у вас в городе вызывать.

У артистов цирка есть понятие пенсии?

– У нас такой же стаж, как у артистов балета – 20 и 15 лет. И многие, начиная работать очень рано, уже к 30 годам зарабатывают себе пенсию, но чаще всего работать продолжают до последнего. Потому что цирк – это другой мир. Говорят же, что тот, кто попал в цирк, даже человек со стороны, уйти уже не сможет.

А тем, кто носит такую известную фамилию, как Запашные, легче или сложнее?

– Я вам могу сказать про себя. С одной стороны, престижно чувствовать себя Запашной. Фамилия очень известная. А с другой стороны, для того, чтобы ее оправдать, вы не представляете, сколько я должна сделать. Потому что нельзя выйти к зрителю и сказать: «Здравствуйте, вот я Запашная. Я дочь Вальтера и Марицы Запашных. Вот мои родители были такие талантливые. А я вышла покланяться». Не пройдет. На тебя в первую очередь смотрят, как на артиста, а не как на дочь известных родителей. И важно именно то, что ты можешь сам. И упаси Бог сделать что-то хуже, чем делали твои родители. Не простят. И работать надо в десять раз больше, чтобы оправдать эту фамилию. Я могу сказать, что в нашей династии люди в первую очередь были необыкновенные труженики. И сказать, что кому-то из них что-то легко далось нельзя. Как тут может помочь фамилия? Помочь можно, чему-то научив, подсказав, а если ты сам не работаешь много, то тебе на манеже уже ничто не поможет.

" src=

Цирк вообще профессия династическая?

– У нас в цирке не так уж и много осталось династий. Осталась Юля Филатова, Юрий Дуров, ему передали театр Терезы Дуровой, его сестры. Да мы с братьями. Так что далеко не всегда звездами цирка становятся потомки известных фамилий. Вот вам пример – Ермолаев. Это известнейшая фамилия, это великолепный дрессировщик лошадей, мастер от бога. Такой же был Соколов. А Николай Павленко – народный артист, лауреат государственной премии? Он тоже не из династии, бывший зоотехник. Мастер от бога. Все они вошли в историю цирка.

Почему чаще говорят про династии дрессировщиков, а не про династии клоунов, например?

– Все дело в том, что у нас есть цирковые училища, там готовят акробатов, гимнастов, жонглеров, но по сегодняшний день нет школы дрессуры – это умение передается по наследству. Но опять же, если у тебя заложено свыше, значит ты сможешь, если тебе не дано, то лучше даже не начинать. Здесь должно быть какое-то шестое чувство, чутье. Можно показать азы, но научить чувствовать животных нельзя. Животных, особенно хищников, надо уметь предугадывать.

Клан Запашных часто встречается?

– Конечно, хотелось бы почаще. Но даже при отсутствие встреч, общаемся, перезваниваемся, поддерживаем друг друга.

Доводилось ли вам хоть раз встретить Новый год всем вместе?

– Ни разу. В этом году, например, я не могу улететь из Уфы, у меня здесь гастроли, а братья работают в Лужниках.

А вообще как планируете встречать Новый год?

– Я никогда не встречаю Новый год ни в ресторанах, ни в клубах. Только со своей семьей. И гостиница чаще всего заменяет дом.

Как часто бываете дома?

– По пальцам можно перечесть – два-три дня в месяц. Раньше было еще меньше.

В цирке есть свои суеверия?

– Есть приметы, которые много лет соблюдаются. Например, никогда не садятся спиной к манежу. Потому что это твой кусок хлеба, здесь люди рискуют жизнью. В цирке не щелкают семечки, говорят, не будет зрителей.

Начинали свою карьеру сразу с пантер?

– Нет. Начинала я с собак – кавказских овчарок.

Считается, что они плохо поддаются дрессировке

– Этим они мне и нравятся. Это чабанные собаки, и считается, что они не дрессируются. Это собака-волкодав, собака-одиночка. Люди, которые держат их дома, очень часто сажают их на цепь и вообще не в состоянии к ним подойти. Охранники они хорошие. Но их нельзя наказывать. Они очень умные, но в то же время очень упертые. Нужно иметь адское терпение, чтобы поставить с ними номер. Я уж не говорю о том, чтобы собрать их всех вместе. Если они не могут достать до обидчика, то начинают цепляться друг к другу. У меня были случаи, когда дралось восемь кавказцев и не каждый бы осмелился к ним в этот момент подойти.

" src=

Что самое сложное в вашей профессии, в профессии дрессировщика?

– Чтобы работать с животными, им надо полностью посвящать себя, 24 часа в сутки. Невозможно куда-то уехать отдыхать. Животным не дашь по рублю и не скажешь, что меня сегодня не будет, сходите сами в столовую.

Так у вас отпуска не бывает?

– Никому не рассказывайте, но я уже лет 18 не была в нормальном отпуске. Мой отпуск от рабочих будней отличается только тем, что я не гримируюсь и не выхожу в манеж. Мне дают отпуск, а я нахожусь при животных.

Когда животное стареет, тяжело расставаться?

– Вот это самое страшное. Когда выращиваешь его, когда вкладываешь в него всю свою душу, а он стареет и умирает. Об этом говорить даже не хочется. Теряешь с каждым разом кусочек своей жизни. Как своего ребенка похоронить.

У вас дома сейчас живут какие-нибудь животные?

– Я не помню ни дня, чтобы у нас дома не было животных. На сегодняшний день мне повезло, у меня всего лишь три собаки и маленькие пантерки, которые живут в гардеробной и потихоньку привыкают к человеку.

Человека общение с животными меняет?

– Меняет и очень сильно. Чем больше общаешься с животными, тем меньше, к сожалению, хочется общаться с людьми. Потому что мир животных намного честнее, порядочнее и добрее. К сожалению, среди людей больше хищников. Ни один пьяный заяц не придет домой, не изобьет жену и не выкинет на улицу детей. А среди людей это не такая уж и редкость. Любой хищник, перед тем как кинуться, хоть за долю секунды, но предупреждает. Человек этого не делает.

Животные делятся на талантливых и бездарных, на тех, кому дано работать в цирке и кому нет?

– Конечно. Есть животные, которые намного быстрее идут в дрессуру, есть животные, которым надо намного больше уделить времени. У меня очень хорошо говорит по этому поводу мама: «Не возьмешь женщину с улицы и не сделаешь из нее оперную певицу». Петь не научишь, если нет данных. Так же и среди животных. И почему вообще славятся русские дрессировщики? Потому что за рубежом есть выбор животных, дрессировщикам привозят по 10-20 тигрят, львят, а у нас одного приобретут (и не важно косой он, хромой, злой, талантливый или бездарный) – и ты должен его отрепетировать, потому что другого у тебя не будет. И вот ты выделываешься перед ним, как копеечный пряник, а он перед тобой.

Как вам работается с черными пантерами?

– Пантера, на мой взгляд, это супер-кошка. Канал «Дискавери» назвал их одними из самых опасных хищников планеты. Она непредсказуема, агрессивна, моментально впадает в гнев. Это хитрое, коварное, необыкновенно умное животное.

" src=

А как вы тогда к ним подходите?

– Здесь надо отдать должное моей маме. Много лет назад она создала номер, в котором работали тигры, черные пантеры и леопарды. У каждого человека есть животное, которое он чувствует душой. У кого-то это слоны, у кого-то лошади. Так вот у мамы есть такое чутье по отношению к пантерам. Перед ней, как перед мастером, остается только преклоняться. Может быть, что-то мне досталось и от нее. Мама передала мне свой номер. Я вошла в чужую клетку, во взрослую группу животных. Пантеры меня приняли и я их понимаю. А, кроме того, я безумно благодарна им за то, что они идут и со мной работают. Я считаю, что не я с ними работаю, а они со мной.

Возможно, в вас велика тяга к экстриму, раз вы работаете с хищниками?

– Мне кажется, что все люди по жизни экстремалы, потому что мы рискуем каждый день. Не так страшно работать с хищниками, как пройтись вечером по улице. Жить страшнее среди людей.

Какими качествами надо обладать человеку, чтобы быть дрессировщиком?

– Разумом. Животных надо любить, в первую очередь, и понимать. Только тогда можно их дрессировать.

А страшно бывает?

– Скажите мне пожалуйста, я похожа на сумасшедшую?

Нет.

– Не похожа. Значит я нормальный человек. А раз я нормальный разумный человек, значит я понимаю, куда я захожу. Конечно, если есть действительно только страх, то нельзя заходить в клетку – тебя сожрут. Степень страха у каждого человека разная. Если ты можешь его в себе перебороть, преодолеть и отдавать себе отчет в том, что ты делаешь, значит, ты можешь работать дрессировщиком. Я думаю, что каждый раз экипаж самолета, набирая высоту, понимает, чем они рискуют. Вот и я понимаю и полностью отдаю себе отчет, что я делаю. Знаете, как говорил мой отец, «в клетку войти может каждый, главное успеть выйти из нее».

Говорят, кошки чувствуют страх?

– Выброс адреналина чувствует каждое животное, не только кошки. Но здесь в первую очередь нужно уметь управлять собой. На моих глазах тигр напал на мою маму на выступление в Чехословакии. Он ее просто в зубах носил, как куклу. Она чудом осталась жива. Когда мама поправилась, она собрала еще одну группу животных и отрепетировала новый номер.

С теми хищниками, которые проявили агрессию, больше не работают?

– У отца была Багира знаменитая, которая несколько раз на него нападала. Она проработала с ним всю жизнь. Он смог ею управлять. А тигра, который напал на маму сдали в зоопарк, слава Богу. Он по сегодняшний день великолепно себя чувствует. Я вам могу сказать точно, что животное, единожды напавшее на человека и отведавшее кровь, – это уже убийца.

Есть мнение, что нет ни одного дрессировщика, у которого не было бы хотя бы одного шрама…

– Сплюньте! Шрамы ведь тоже разные бывают. Бывают такие, что уже и работать невозможно. Это действительно правда. Какие-то шрамы есть всегда, но я не хочу говорить на эту тему.

" src=

Для вас цирк – это праздник?

– Цирк для меня – это тот вид искусства, которое несет доброту. Потому что только в цирке можно увидеть клоунов, жонглеров, дрессированных животных. Это праздник детства. И артисты делают все возможное и невозможное, чтобы все понравилось, чтобы зрители хотя бы на два часа отрешились от всех своих проблем, вернулись в детство и вновь поверили в сказку. Хотя все прекрасно знают, что после двух часов представления для артистов, так же как и для всех нормальных людей наступают будни.

Вот такая она, Марица Запашная – женщина с железным характером, добрым сердцем и острым умом, которая хоть кого способна укротить.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем