Город Милиции нет. Да здравствует полиция?

Милиции нет. Да здравствует полиция?

Сегодня российская милиция прекратила свое существование. Сотрудники этого правоохранительного ведомства вышли на службу в новом статусе полицейских. В этот же день правозащитники напомнили о печальном наследии башкирской милиции...

Сегодня российская милиция прекратила свое существование. Сотрудники этого правоохранительного ведомства вышли на службу в новом статусе полицейских. В этот же день правозащитники напомнили о печальном наследии башкирской милиции. Это уголовные дела, возбужденные в отношении сотрудников системы. Инспектор по общественным расследованиям Башкирского представительства МРОО «Комитет против пыток» Антон Фадеев, рассказывая о расследованиях прошлого года, подчеркнул: «В 2010 году в представительство поступило 37 заявлений от граждан. В 25 случаях они связаны с противоправными действиями сотрудников милиции».

Одним из резонансных дел прошлого года стал факт избиения в вытрезвителе Бирска студента местной педагогической академии Дмитрия Апарина. Один из милиционеров сломал парню шею. Студенту пришлось сделать сложную операцию по замене поврежденного позвонка частью бедренной кости. Спустя несколько дней в отношении сотрудника милиции было возбуждено уголовное дело.

Через два месяца еще один сотрудник милиции из города Октябрьского, младший сержант Владислав Симухин, застрелил из табельного пистолета уфимского педагога Альберта Мухаметзакирова. В конце декабря Кировский суд Уфы вынес убийце приговор: 10 лет колонии строгого режима, однако тот обжаловал его. Рассмотрение жалобы состоится в ближайшее время.

«Узнав об убийстве, я сначала испытал шок. Затем появилась глубокая ненависть ко всем сотрудникам милиции, – признался сегодня сын убитого учителя Алексей Мухаметзакиров. – Спустя девять месяцев после произошедшего никаких извинений от МВД Башкирии не последовало. Никаких дополнительных уголовных дел в отношении должностных лиц не было возбуждено. Отношение к милиции у меня отрицательное. И в ближайшие 10 лет, я думаю, оно не изменится».

Этого негативного отношения к системе в целом могло и не быть, говорит Алексей. Но для этого сотрудники милиции со своей стороны должны были продемонстрировать заинтересованность в объективном следствии. Это могла быть и моральная поддержка родственникам убитого. Нормальные ожидаемые действия, отсутствие которых так круто изменило отношение к органам в отдельной уфимской семье.

«Если бы были извинения, какое-то участие в этом деле, справедливые решения – возможно, могло бы быть иначе. Возможно, наступило бы какое-то облегчение. Система же не сделала ничего. Она не предприняла меры, чтобы предотвратить столь тяжелые для нас последствия. И до сих пор ничего не делает», – говорит он.

Сегодня граждане и милиция воспринимают друг друга как врагов, порой ненавидят друг друга, считает пресс-секретарь МРОО «Комитет против пыток» Максим Прытков. «Сотрудники милиции, которые избивают задержанных, вызывают у населения, мягко говоря, недобрые чувства и соответственно провоцируют такое же отношение граждан. Люди, которые пострадали, они уже не могут адекватно оценивать работу милиции», – говорит он.

Одним из параметров оценки работы новой структуры, полиции, является общественный контроль. Насколько это будет работать, пока неизвестно, считают правозащитники. Но продемонстрирует ли МВД желание извиняться перед гражданами, будет ли реально работать этот общественный контроль?

«К сожалению, закон категорически плох. Он полон норм, иногда красивых, иногда не очень красивых. Но он совершенно не дает механизма реализации благих норм. В законе очень много говорится, что мнение общественности – один из основных критериев оценки работы милиции. Но механизмов учета этого мнения нет. Благое пожелание есть, но его реализация непонятна. Закреплено, что сотрудники внутренних дел обязаны извиниться перед гражданами за свои ошибки. Но механизмы, как это должно происходить, не прописаны. Это набор благих пожеланий, которые не подкреплены ничем. Пока все это находится на уровне слов, деклараций. Будет ли новая полиция работать по этому закону без пыток, покажет время. Но сам закон этого не гарантирует», – говорит Максим Прытков.

Ситуация холодной войны разрушает и милицию, и граждан. В любой момент она может стать горячей, считает он.

«Общество готово сотрудничать с правоохранительными органами. Но хотелось бы получить обратный импульс. У нас нет задачи посадить сотрудников милиции, сломать систему, взять на себя функции государства. Мы хотим заставить систему работать», – говорят правозащитники.

И очень важно, чтобы те же цели стояли перед органами. От того, сможет ли полиция работать по-новому, сегодня зависит будущее правоохранительной системы.

Фото: Видео Дмитрия ЯНЧЕНКО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем