Пенсионер из деревни Ишимово Гизар Фазлыев уже несколько лет сражается за мост. Это сооружение стратегического значения было построено еще в 80-е годы. По мосту через реку Зиган на военный полигон для испытаний перегоняли тяжелую ракетную технику. Позднее полигон закрыли, затем обанкротился Стерлитамакский машиностроительный завод, который возводил эту переправу. Мост и дорога стали ничьими, фактически они были брошены на произвол судьбы.
Пенсионер поселился в Ишимово несколько лет назад. И почти сразу же начал бороться за сохранность моста: на протяжении нескольких последних лет сооружение начали разворовывать. Сначала унесли столбы, на которых по обочинам дороги были установлены ограждения, барьер безопасности для проезжающих автомобилей.
«Ограждение здесь было необходимо. Когда едешь в тумане, разделительной полосы не видно, не видно и знака, предупреждающего, что впереди переезд через реку. Кроме того, здесь опасный поворот, а знаков нет. Ограждение хоть как-то позволяло водителю ориентироваться в таких условиях. Пять лет назад барьеры безопасности по обеим сторонам дороги были покрашены, а сегодня их нет», – рассказывает защитник моста Гизар Фазлыев.
Затем начало пропадать ограждение с самого моста. Кто-то срезал перила, потом исчезли металлические отбойники, защищавшие несущие конструкции от глыб льда во время весеннего половодья.
В прошлом году пронесся слух о том, что по этой дороге в район едет президент Муртаза Рахимов. Узнав об этом, Гизар Фазлыев сразу же начал хлопотать, чтобы местная власть сделала хотя бы ямочный ремонт на дороге. Тогда покрытие подремонтировали, но с тех пор дорожники здесь не появлялись.
«Жалко, все рушится. Металлические отбойники срезали автогеном по всей длине. А ведь бетонные конструкции, на которых держится мост, полые, если половодье будет слишком сильным, они не выдержат», – сокрушается Гизар Фазлыев.
Ситуация очень серьезная. В 2010 году, например, в Башкирии не только увеличилось количество выпавшего снега, но и примерно в полтора раза был толще слой льда. Кто знает, как будет этой зимой? Нагромождения ледяных глыб могут стать еще одной причиной повреждения моста, стихийной. Из-за этого пострадает транспортное сообщение с некоторыми деревнями и селами.
По словам пенсионера, ему все-таки удалось поймать похитителя металлоконструкций, местного фермера. Последний объяснил, что вывозит металл «на сохранение». Часть конструкций он вернул, но, как говорит защитник моста, исчезло-то гораздо больше. Пенсионер рассказывает, что из бетонных деталей сооружения вырезают даже арматуру. По всей видимости, все это позднее сдается в металлолом.
Все эти годы неугомонный пенсионер не сидит сложа руки. Он неоднократно обращался в поссовет, к главе администрации Ишимбайского района. Однако до сих пор дело не удается сдвинуть с местной точки. По факту растаскивания металлоконструкций местная милиция все-таки возбудила уголовное дело, но расследование ощутимо не продвинулось. Надо было вести оперативную работу по горячим следам, переживает пенсионер.
По добротному мосту с грузоподъемностью 65 тонн проходит дорога на Красноусольск, предусмотрена дорога на Белорецк. Здесь каждый год с иконой Табынской божьей матери проходят паломники. Мостом, особенно в летний период, активно пользуется население. Правда, с каждым годом поездки по мосту становятся все экстремальнее. Из-за демонтированного ограждения здесь часто случаются ДТП. Некоторое время назад под мост улетела машина.
То, что мост очень нужен на селе, ни у кого не вызывает сомнений. Он связывает Ишимово и Утяково с «большой землей», по нему проезжает скорая помощь, пожарные машины. Однако поссовету не нужна такая нагрузка: он просто не сможет содержать такое сооружение. Никто не хочет становиться хозяином моста и нести за него ответственность.
«Четыре пролета по 24 метра – это очень серьезный мост. К примеру, в Затоне мост через Белую хуже и слабее. И очень странно, что его разрушают. Просто так ничего не ломают, тем более в наше время. Рискну предположить, что, когда этот хороший прочный мост наконец развалится, местная власть решит построить новый, он будет с низкой несущей способностью и долговечностью конструкций. Кроме того, на строительство и проектирование уйдет не менее четырех лет. Но зато все заработают на этом и будут довольны. Самое смешное, что эти уголок и швеллер стоят денег, но они раз в сто дешевле, чем новые. Что ж, у нас точно также и провода на лом разбирают. Строительство и проектирование нового моста будет в разы дороже», – говорит технический специалист одной из строительных компаний Уфы Альмир Давлетов.
Гизар Фазлыев готов защищать мост до конца. Вот только один в поле не воин.
Фото: Видео Дмитрия ЯНЧЕНКО