Город Семью признали виновной в смерти приемного ребенка

Семью признали виновной в смерти приемного ребенка

Кушнаренковский районный суд республики вынес приговор семье Сафаргалеевых, в которой в августе прошлого года от побоев умер приемный ребенок. Трехлетний Матвей Катеренчук прожил там всего полгода...

Кушнаренковский районный суд республики вынес приговор семье Сафаргалеевых, в которой в августе прошлого года от побоев умер приемный ребенок. Трехлетний Матвей Катеренчук прожил там всего полгода.

Приговор зачитывали почти три часа. 47-летнего главу семейства Марса Сафаргалеева и его 45-летнюю жену Зульфию осудили за причинение физических и психических страданий путем систематического нанесения побоев, а также неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, соединенное с жестоким обращением с ними. Мужчину приговорили к трем годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Его супруга отделалась условным сроком. Ей дали три года лишения свободы условно с испытательным сроком на три года.

Их 23-летний сын Марсель осужден за причинение смерти по неосторожности и истязание малыша. Ему суд, как и отцу, определил реальный срок – пять лет в колонии общего режима. А 21-летняя сестра Марселя Юлия Губайдуллина за истязание несовершеннолетнего получила два с половиной года условно с испытательным сроком на два с половиной года. Отца и сына взяли под стражу прямо в зале суда.

Стоит отметить, что решение суда оказалось достаточно мягким.

«Государственный обвинитель предлагал суду назначить наказание: Марсу и Зульфие Сафаргалеевым – шесть и пять лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима соответственно, их сыну и дочери – пять лет и четыре года и два месяца в колонии общего режима. В судебном заседании подсудимые вину не признали, Марсель Сафаргалеев признался только в причинении смерти мальчику по неосторожности», – сообщает старший помощник прокурора РБ Лариса Кучина.

Кроме того, суд запретил Марсу и Зульфие Сафаргалеевым в течение пяти лет заниматься воспитанием приемных детей.

Трехлетний Матвей попал в реанимационное отделение Кушнаренковской центральной больницы 5 августа 2009 года с многочисленными увечьями: открытой черепно-мозговой травмой, ушибом головного мозга тяжелой степени, гематомой, комой первой-второй степени, ушибом грудной клетки, тазовых костей, множественными ушибами рук и ног, туловища, раной подбородка. Ребенку были сделаны две операции, но через пять дней, не приходя в сознание, он скончался. Когда мальчика доставили в больницу, шансов выжить у него практически не было, признались врачи.

Как установил суд, травму головы, которая привела к смерти мальчика, причинил Марсель. Когда родители уехали по делам, родные дети Сафаргалеевых остались присматривать за приемными. Марсель ударил малыша ладонью по голове за то, что ребенка вырвало. Матвей попятился назад и ударился головой об стол, после чего упал и потерял сознание. Но скорую парень вызывать не торопился. Несколько часов взрослые пытались замазать синяки тональным кремом. Врачам же сказали, что ребенок отравился супом и упал со шкафа.

Семья Сафаргалеевых считалась образцовой: родители вырастили четверых своих детей, вели большое хозяйство. Матвей и его 13-летняя сестра Кристина Катеренчук попали к ним в марте 2009 года. За год до этого события Сафаргалеевы приняли в семью двоих мальчиков.

Официально супруги Сафаргалеевы нигде не работали и жили за счет детских пособий. По словам соседей, родные дети часто били приемных, а родители использовали их в качестве дешевой рабсилы.

По словам старшего помощника прокурора РБ Ларисы Кучиной, родители и их взрослые дети систематически били и оскорбляли приемных. К примеру, отец заставлял двух 10-летних мальчиков трудиться в огороде, в сарае, а за некачественную работу бил их руками, черенком от лопаты и другими предметами. Мать не терпела детских шалостей и баловства. Однажды дети пускали бумажный самолетик, но женщина разорвала его и заставила детей съесть бумагу. За то, что дети играли со спичками, взрослые прижигали им руки. Если не хотели есть, их насильно кормили перцем и горчицей. Матвея избивали за то, что он описался.

«Подобных случаев в нашей республике еще не было. В процессе расследования дети прошли психолого-психиатрическую экспертизу. Ведь дети могут и нафантазировать. Теперь мы уверены в том, что их показания правдивы», – сообщила старший помощник руководителя СУ СКП РФ по РБ Светлана Абрамова.

После случившегося прокуратурой республики была проведена проверка законности передачи приемных детей в эту семью.

«В ходе нее установлены многочисленные нарушения законодательства в деятельности органов и учреждений системы профилактики, в том числе органов опеки и попечительства. По выявленным нарушениям прокуратуры и принятым мерам реагирования были наказаны 16 человек: два должностных лица отстранены от должности, а 14 – привлечены к дисциплинарной ответственности», – говорит гособвинитель Искандер Фахретдинов.

Одной из причин произошедшего, возможно, является и то, что сегодня стало очень модно закрывать детдома и устраивать детей в приемные семьи. По мнению практикующего психиатра, заместителя председателя Комитета по здравоохранению и фармации администрации Советского района Уфы Вадима Иванченко, с экономической точки зрения это вполне оправдано.

«Однако судя по тому, что происходит в стране, многие приемные родители не готовы к такой роли. Я не могу судить о том, что необходимо сделать: отсеивать ли те семьи, которые пока не могут стать приемными, или, наоборот, готовить их к этому. Однако факты говорят о том, что проблема неготовности людей в стране есть», – считает Вадим Иванченко.

И если несколько лет назад взять ребенка в семью было достаточно сложно: административные барьеры на каждом шагу, проверки потенциальных усыновителей на благонадежность и прочность, – то сейчас государство готово оказывать поддержку будущим родителям. Сегодня им помогут подготовить пакет документов, познакомят с малышом и расскажут обо всех его особенностях, окажут психологическую поддержку.

«Сама процедура проходит в несколько этапов: предварительное знакомство детей с приемными родителями, подготовка к передаче, адаптация и последующее сопровождение, – говорит начальник управления по опеке и попечительству администрации Уфы Милана Скоробогатова. – Мы внимательнейшим образом изучаем не только документы, но и самих претендентов на звание родителей, определяем мотивы, по которым эти люди хотят взять на воспитание сироту. Наши соискатели проходят трехмесячное обучение в школе приемных родителей. Это дает им возможность осознать свои ресурсы, подготовиться к новой роли психологически и практически. Предварительно отсеивается около 20% кандидатов, а приемным родителем по статистике у нас становится лишь каждый второй кандидат».

Тем не менее по итогам прошедшего года в республике было отменено 160 решений по устройству детей в замещающие семьи, причем 50 – по причине ненадлежащего исполнения приемными родителями своих обязанностей и шесть по причине жесткого обращения. Такие данные приводит уполномоченный по правам ребенка в Башкортостане Лилия Гумерова. «На сегодняшний день вносятся соответствующие изменения в документы, которые регламентируют процесс передачи ребенка в замещающую семью, и, прежде всего, должна быть урегулирована, на наш взгляд, совместная работа органов опеки территорий, где проживают приемные родители и ребенок-сирота, для того чтобы избежать формального похода», – говорит Лилия Салаватовна.

Пока приговор по делу Матвея Катеренчука в законную силу не вступил. И не исключено, что стороны захотят обжаловать решение первой судебной инстанции.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем