Город Наиль Сулейманов, изобретатель СССР, заслуженный изобретатель РБ: «Моя отрада – солнце дня, моя душа – свобода»

Наиль Сулейманов, изобретатель СССР, заслуженный изобретатель РБ: «Моя отрада – солнце дня, моя душа – свобода»

" src=

Где был бы мир без изобретений? Можно ли представить инновации без идеи? Представьте себе жизнь без музыки, домов, одежды, моторов и даже без членораздельной речи! Таков был бы наш мир без изобретений, которые изменили течение истории.

В основе больших свершений лежит идея, но, прежде всего, есть кто-то, кто в состоянии дать лучшую ее интерпретацию и достойно воплотить в нашу жизнь. Наверное, многие уфимцы и не подозревают, что бальзам «Ноэль», сыр «Батыр», технологию сушки кобыльего молока, ликер из молока «Янауль» и даже башкирскую флейту изобрел один и тот же человек, не считая многочисленных технических разработок и изобретений в области медицины.

Накануне дня изобретения автомобиля мы встретились с этим удивительным человеком – профессором, доктором технических наук, академиком международной инженерной академии, руководителем технопарка ГЛОНАСС РБ Наилем Тимерзяновичем Сулеймановым.

Наиль Тимерзянович, легко ли стать изобретателем?

– Изобретателем может стать каждый. У меня около 100 авторских свидетельств и патентов на изобретения. Многие изобретения связаны с работой над докторской диссертацией в области предупреждения столкновений, безопасности полета летательных аппаратов. Но это больше рабочие изобретения. Моей особой гордостью являются те изобретения, которые никем, никогда не были ранее придуманы и не были внедрены.

Кроме того, одно дело изобрести, а другое дело – воплотить в нашу действительность, выпускать готовую продукцию. Чтобы твое изобретение дошло до людей – вот в этом заключается основной труд. Вы думаете от того, что я пришел и сказал производителю: «У меня изобретение есть бальзам "Ноэль" – давайте, выпускайте», его сразу начнут производить? Нет. Прежде чем выпустить, надо сделать опытные образцы, разработать технические условия, технологический регламент, необходимо получить сертификат, патент, конкретно по бальзаму, пройти дегустационную комиссию России. Дегустационная комиссия Россия должна принять решение. После чего она дает разрешительные документы, и только после этого с кипой документов отправляешь свое изобретение в производство.

" src=

Как приходят новые идеи?

– В основном мной движут патриотические чувства. Опять же на примере бальзама, думаю, с какой стати у нас широко рекламируется «Биттнер»? Должен быть собственный бальзам из наших местных трав. (Кстати, Наиль Тимерзянович признался, что бальзам «Ноэль» назван в его честь. Именно так он представлялся, знакомясь по молодости лет с девушками – прим. авт.).

И также пришла идея изобрести башкирскую флейту?

– Да, в театре. Я смотрю – партию курая в опере «Салават Юлаев» исполняет русская флейта. Почему? Раз партия курая – должен быть курай. И мы с профессором Института искусств кураистом Ильбаковым изобрели флейту башкирскую продольную. Но опять же – ее надо было сделать. Я поехал в Санкт-Петербург, где делают только духовые инструменты, там запросили огромных денег. У нас денег не было. Когда я вернулся в Уфу, на заводе «Гидравлика» нашел одного старика-кудесника. Этот мастер вручную сам сделал два экземпляра. Теперь нашу флейту можно увидеть в театре среди других шести разновидностей флейт.

Наиль Тимерзянович, у вас столько изобретений в области медицины… как рождаются мысли?

– Также спонтанно. Однажды я приехал осенью в Симферополь с женой на отдых, помнится, это был сентябрь. На вокзале купил газету «Крымские зори». На первой полосе читаю объявление: «Состоится международный симпозиум по малоинвазивной хирургии». Я думаю – что это за малоинвазивная хирургия? Симпозиум должен был проходить в конце октября. Я никогда не слышал о подобной методике – это были 80-е годы. И все же в октябре поехал в Симферополь на этот международный симпозиум. На меня мероприятие произвело огромное впечатление, перезнакомился со многими светилами в хирургии. Приехал в Башкирию, говорю, давайте сделаем симпозиум по малоинвазивной хирургии (удаление желчного пузыря и т.д.). Однако опять вопрос застопорился из-за денег. Я поехал в Дюртюли, в нефтяные районы, в Янаул, с главами администраций договорился, мы купили оборудование и провели первый симпозиум. При проведении подобной хирургической операции главной проблемой были клипсодержатели, мы изобрели приспособление типа барабанного пистолета, которое облегчило ход операций при зашивании разрезов на животе.

И таких случаев немало.

" src=

Как относитесь к изобретениям других ученых, например, «Аллопланту» Эрнста Мулдашева?

– У меня твердое убеждение – какие органы у человека есть, все можно взращивать. Я столкнулся с удивительным случаем, оказавшись в отделении челюстной хирургии в 21-й больнице. У 16-летней девушки из Приютово овчарка откусила кончик носа. Так что придумали в больнице? Кожу срезали с руки, пришили к носу, нос стал расти (!). Я думаю, почему не может печень вырасти или сердце? Обратился к светилам.

Ученые подсказали, что, например, у эмбриона внутриутробно уже есть сформированная печень с ноготок. При абортах печень можно пересаживать и вживлять. Такую же технологию применил и Мулдашев. Я также пришел к выводу – невозможно создать искусственное сердце. Оказывается, сердечный клапан делает еще одно движение, которое мы не сможем воссоздать. Весь мир находится в тупике. Однако клапан можно выращивать также как в описанном мною случае с носом молоденькой девушки. Мне даже предложили создать лабораторию «запчастей» человека, но тогда я все остальные разработки должен бросить. Мою работу так сузить невозможно.

Какое ваше последнее изобретение и есть ли особая гордость за новинку?

– Генеральный директор «Башкирэнерго» Шамиль Рахимович, уйдя на пенсию, решил создать так называемый ветроагрегат – генераторы, работающие на силе ветра. Но там проблема была. Ветроагрегат начинает вырабатывать электроэнергию только при скорости ветра – пять метров в секунду. Как сделать, чтобы и в штиль агрегат также вырабатывал электроэнергию? Я долго ломал голову. Как-то прилетаю в Москву, в аэропорту, смотрю, стоит самолет, вижу переплетенные лопасти – одна большая и одна маленькая.

Пришла идея. Маленькая лопасть начинает даже в безветрие вырабатывать электричество, раскручивая далее двигатель большой лопасти, то есть уже достаточно скорости ветра в два метра в секунду. Я поехал в Санкт-Петербург, где такую установку произвели.

Следующая моя гордость – технология сушки кобыльего молока. Никто в мире не высушивал кобылье молоко. Летом его много, а зимой его нет – в этом и проблема. К тому же это скоропортящийся продукт. Я решил придумать технологию и способ получения сухого кобыльего молока. Поехал в Москву, где познакомился с директором института НИИ молочной промышленности академиком Харитоновым. Он мне поверил. В итоге оформили пять патентов – на производственную линию, технологию сушки, технологию восстановления, саму закваску. Разработали и изготовили специальное оборудование, реализующее ноу-хау сушки кобыльего молока. Смонтировали оборудование в санатории «Юматово». Теперь в санатории кумысом можно лечиться круглый год.

" src=

Наиль Тимерзянович, чем заняты в данный момент?

– Сейчас при непосредственном участии и поддердке ректора БашГУ профессора Харрасова Мухамета Хадисовича я руковожу технопарком ГЛОНАСС. Первую работу, которую мы с ним уже проделали и на которую оформляем изобретение – это «Система мониторинга автоматизированного управления задвижками газопроводов через спутниковую систему». Система дает возможность мгновенно перекрыть задвижку и строго контролировать объем газа. Мы смонтировали у себя действующую систему, она работает, скоро презентация.

Я попросил освободить меня от должности председателя Союза промышленников и предпринимателей РБ, так как занялся технопарком.

Но меня не отпустили, избрали почетным председателем СПП РБ. Получил благодарность от президента правления Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина.

Каждый день подвожу какой-то итог. Моя жизнь – сплошной напряженный ежедневный труд. Я постоянно в напряжении и в движении. В этом смысл всей моей жизни. Не приходится оглядываться и останавливаться.

– Можно ли изобретательности научиться?

Я преподаю с 1964 года такие предметы, как например «Охрана объектов интеллектуальной собственности», «Стандартизация, метрология, управление качеством и сертификация» и многие другие. Мои студенты не получают оценку, пока каждый из них что-либо не изобретет. Я им говорю: «Вы у меня чему-либо должны научиться». Сначала никто не верил, а теперь кипу могу показать студенческих изобретений. Я когда студентам читаю лекции, сразу говорю: «Давайте что-нибудь изобретем. Вот один вариант есть, давайте другой вариант сделаем». Прямо во время лекции. Преподаю на химико-технологическом факультете БашГУ. Меня даже наградили дипломом БашГУ «Триумфальная арка» в 2008 году. Я, оказывается, по мнению студентов, один из любимых преподавателей (что впрочем, неудивительно. – прим. авт.). Изобретательству можно научиться.

" src=

– Расскажите, как пришли в науку?

В 1963 году я окончил Казанский авиационный институт по специальности «Гироскопические приборы и устройства». Получил направление на Уфимский приборостроительный завод, где проработал до 1970 года на различных руководящих должностях, в этом же году поступил в очную аспирантуру Московского авиационного института, в 1972 году досрочно защитил кандидатскую диссертацию. С 1972 по 1986 годы — доцент Уфимского авиационного института, в 1979 году поступил в очную докторантуру Уфимского научного центра АН СССР.

Проходил предзащиту на кафедре математической кибернетики у президента Академии наук в МГУ. Я получил фундаментальное образование. С 1986 года после защиты докторской диссертации – профессор Башкирского государственного университета. У меня более 260 научных работ, из них более 20 крупных монографий и книг. Первая книга называлась «Курсовая система самолетов-истребителей», вышла в 1969 году (Разработки Наиля Сулейманова неоднократно награждались медалями на различных выставках. Изобретатель также награжден медалью Петра Великого «За трудовую доблесть». Академик международной академии наук IEAS – прим. авт.)

– Изобретательность передалась ли вашим детям?

Нет, мои дети не изобретатели. Но моя дочь – моя копия по внутренней энергетике. Она была председателем совета дружины школы. Очень деятельная. С четырех лет пишет стихи. Еще в семь лет написала стихотворение, которое опубликовали в журнале:

«Дед снежный накрыл серебром землю,
покрытую жухлой листвой,
намел он сугроб большой,
так похожий на светлую избу.
Как же хочется, дверь отворив,
в эту прихоть природы войти,
посидеть, отдохнуть
и подумать о самом приятном,
сбросить тяжесть души в этом доме опрятном».

Практически во все свои научные поездки я брал ее с собой. И в Москву, и на международный симпозиум в Санкт-Петербург. И на юг вместе ездили. (На самом деле чувствуется, что Наиль Тимерзянович очень гордится своей дочерью. Алина Сулейманова – шеф-редактор художественного вещания на телеканале БСТ, известная телеведущая, сейчас одна из руководителей программы «Уфимское Времечко» – прим. авт.).

А сын – копия моей жены. Моя жена настоящая интеллигентка. Сын занят в области информационных технологий, работает в новом направлении – в стихии Интернета. У него тоже есть идеи в области поиска и регулирования изобретательства через Интернет.

Получается, в нашей семье только мы с Алиной вдвоем неспокойные. А вот внучка...

" src=

– А что внучка?

– Внучка Арина на порядок сильнее всех нас вместе взятых. Очень серьезная и целеустремленная, несмотря на то, что учится всего лишь во втором классе. Была такая история. Она пошла на занятие по фигурному катанию. Первый день ходила вдоль бортика. Приходит потом домой и спрашивает бабушку: «Что ты будешь смотреть, когда будешь очень старая?» «Наверное, что-то интересное», – отвечает бабушка. «Бабушка, ты будешь смотреть на свою знаменитую внучку-фигуристку», – говорит Арина. Такой сильный внутренний характер!

– Что же вас повернуло в сторону науки?

– После седьмого класса родители меня забросили за 20 км на границу с Марийской АССР в русскую школу. Там я учился с 8 по 10 класс. Я выписывал журналы «Математика в школе», «Физика в школе» и «Химия в школе», в которых публиковались задачи, которые дают абитуриентам на вступительных экзаменах в МГУ. Тогда не было таких специальных задачников. Я их решал, по-другому доказывал теоремы. Некоторые задачи я решал сутками. У меня был случай, что даже во сне я решал задачу. Просыпаюсь, быстро записываю решение. Но в то же время сыграл роль и характер. Помню, в пятом классе или четвертом (я же мастер спорта СССР по лыжным гонкам, был в сборной команде) первенство района было по лыжам, я выступал за школу и меня обогнал один мальчик. Так я по полю бежал, в полный голос плакал и говорил себе: «Ты никогда меня больше не обгонишь!» Поэтому, начав что-либо, я не могу сойти с дистанции, должен обязательно завершить.

– Наиль Тимерзянович, каков ваш девиз?

– Мой девиз – строчки из стихотворения Шайхзады Бабича: «Счастье без края»:

Мой трон – земля, а мой венец – сиянье небосвода.
Моя отрада – солнце дня, моя душа – свобода.

" src=

– Такое ощущение, что для вас не существует территориальных границ – мышление глобальное?

– Можно сказать и так. Большое количество моих статей опубликовано в США, Англии, Франции, Германии, Турции, Польше. В любом случае изобретение имеет мировую новизну. У меня был случай по одному изобретению. Вдруг мне дают отказ на патент, такого еще никогда не было, и противопоставляют американский патент на месяц ранее оформленный и абсолютно повторяющий мои мысли. Как будто бы вдвоем с ним изобретали, он только написал работу в США, а я – в России. Кроме того, я стал международным аудитором – могу работать в 80 странах мира по сертификации ИСО 9000.

– Но подводить итоги рано?

– Конечно. Я получил в 60 с лишним лет новый диплом оценщика бизнеса. Приходят же учиться в основном молодые люди, а я уже профессор, профессор не имеет права получать тройки и четверки. А это совсем другая область. У меня чуть инсульт не случился, но диплом я получил. У американцев система обучения совершенно иная, выставляются баллы. Ты в процессе обучения должен 75 баллов заработать – минимальное количество, чтобы тебя допустили до экзамена. Не наберешь – до свидания. Сам экзамен тоже отличается. Снова опросы, снова чуть инсульт не случился.

Умиротворенности нет. Единственное, что я прошу у бога – здравый ум и силы, чтобы я мог дальше не просто генерировать идеи, а и воплощать их.

– По случаю дня изобретения автомобиля есть ли интересные изобретения в этой отрасли?

– Я разработал принципиально новую конструкцию, позволяющую АЗС отпускать бензин не литрами, а килограммами. Всем известно, что на бензине, как и на пивной пене, с легкостью делаются состояния. Автозаправочные станции получают топливо с заводов тоннами, а продают – литрами. При этом килограмм бензина составляет почти 1,2 литра. Объем и вес топлива легко изменяются от температуры, давления, влажности и т.д. Так что, например, в жаркий день в бензобак вашей машины попадает за те же деньги гораздо меньше топлива, чем в холодный. Ничего подобного на сегодняшний день во всем мире не существует. («Новая система, учитывающая влияние атмосферных факторов на вес топлива, исключает возможность распространенных ныне махинаций», – транслировал канал РБК о разработке нашего изобретателя — прим. авт.).

И еще есть одна задумка…

" src=

– Какая?

– В автомобиле с момента его первого создания, единственное, что осталось неизменным – это фара, ее диаметр по-прежнему – 20 см. Она мешает дальнейшему совершенствованию машины. Мы не можем увеличить скорость. Я изобрел волоконно-оптическую фару, диаметр которой один сантиметр. Идею защитил патентом. Но наши не внедряют. Хотя это же революционное решение для автомобильной отрасли – дизайн автомобилей совершенно изменится. Почему нам бы не сделать (впервые вам об этом говорю) автомобиль-самолет? Абсолютно реально. Вот сейчас я начну думать над этим... Представляете, как это все изменит? (Я сразу же вспомнила трилогию фильма «Назад в будущее», на грани фантастики, неужели доживем до этого события, когда машины начнут парить над головой? – прим. авт.). Вот придет время, когда сделают автомобиль-самолет, и вы вспомните мои слова.

Вчитываясь в строчки башкирского поэта Шайхзады Бабича, понимаешь, насколько они верно описывают внутреннее состояние Наиля Сулейманова:

Люблю я звезды и луну — подружек и друзей,
Мне жаворонок – побратим и спутник – соловей.
Я вижу: радуется мне все доброе, живое,
И эта пестрая земля, и небо голубое.
Схожу с ума и рвусь туда, где чистые сердца…
Нет края счастья моему, свободе нет конца!

Хотим от всей души пожелать этому творческому человеку здоровья и осуществления всех планов!

Фото: Фото из личного архива Наиля СУЛЕЙМАНОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем