Скандал на стройке участка М-12 продолжает разгораться. На жалобы рабочих о невыплатых денег за работу уже обратили внимание в Гострудиспекции, прокуратуре и следкоме, а сегодня, под данным UFA1.RU, должны пройти встреча строителей с руководством. Перед ней мы пообщались с одним их рабочих из Краснодара, чтобы узнать, как он оказался в такой ситуации.
«Фирма была хорошая»
По словам 56-летнего строителя, он приехал в Башкирию из Краснодарского края вместе с женой. Устроился работать в апреле этого года и в течение трех месяцев работал водителем без выходных. Его жена устроилась там же весовщиком — по обычном графику 5/2. В конце лета возникли проблемы с зарплатой.
— Мне не платили два месяца, а ей три. По расчетке мне должны около 260 тысяч рублей и примерно 160 тысяч рублей жене. У нее просто оклад поменьше. Вот в ноябре у меня должна была быть перевахтовка и отпуск. Отпускные мне тоже не выплатили. Я не знаю, сколько там у меня отпускных еще должно быть, — рассказывает мужчина.
До того как приехать в Башкирию, он работал на строительстве нового участка трассы М-4 «Дон» — обхода Аксая около Ростова-на-Дону, потом отправился на заработки в Казань. Там решил устроиться в РСК, которая получила подряд на стройтельство участка М-12 в Башкирии.
— Все хвалили РСК. То есть фирма была хорошая, а потом я не знаю, что произошло. Полагаю, это уже на верхах. Отработал апрель, и сразу заплатили. Мне понравилось, еще подумал — день в день, вообще прекрасно, а с мая месяца пошли задержки в две недели, а потом больше и больше. В итоге вообще перестали платить, — вспоминает строитель.
По его рассказам, платежи по некоторым его кредитам просрочены.
— У меня, получается, 3 кредита. Один большой и два простых, когда карточки от банка выдавали. Жене тоже дали кредитку, мы потратили на еду и на туда-сюда, как говорится. Сейчас ей тоже надо платить, и мне надо платить. Вот в конце месяца надо 70 тысяч за машину. Плюс в один банк — около 6000 рублей и в другой — 4000 рублей. Где хочешь, там и доставай, — сетует мужчина.
Самый большой кредит у него на автомобиль, который в залоге у банка. Если вовремя не вносить платежи, то машину могут забрать.
— У нас несовершенный закон. Я считаю, если человек работает и ему не выплачивают зарплату, то пусть банки требуют с организации. Причем здесь человек, если он заработал деньги? Он же не тунеядничал, а работал честно. Я считаю, это несправедливо, — возмущается дорожник.
Помимо этого, он беспокоится за дом в Краснодарском крае. Из-за того что им с женой не приходит зарплата, они не могут оплатить счета за газ и свет.
— Пришло похолодание. Нам сейчас всё отключили. Если система отопления разморозится, это мне придется потратиться на новый котел. Настенный сейчас стоит от 30 до 50 тысяч рублей. Плюс еще батареи, которые тоже недешево стоят. Там их 9 под 9 окнами. Плюс еще всю систему полностью надо будет менять. Это как минимум 150–200 тысяч надо будет. Где эти деньги брать, — задается вопросом мужчина. — Они людей в такую кабалу вогнали, даже если выплатят нам зарплату, то вся уйдёт на погашение долгов, на пени и на прочие расходы.
У них с женой нет возможности уехать из Башкирии, потому что нет средств на бензин .
— Мы здесь как заложники. У меня Nissan Teana, а у жены «девятка». Допустим, моя на 15 тысяч скушает до дома, «девятка» — где-то тысяч 10–12, еще и с прицепом загружена полностью будет, грубо говоря, нам нужно 30 тысяч рублей.
По рассказам водителя, сложность еще в том, что жена не умеет ездить по снегу.
— В идеале мне надо будет отогнать «девятку» до дома, потом купить билеты на поезд, приехать сюда и потом уже отсюда гнать иномарку. Если бы они нас так не задержали до такого времени, было бы проще.
Последнюю выплату они с женой получили за август. В дальнейшем в РСК утверждали, что это временные затруднения.
— В сентябре они же могли сказать: «Ребята, всё, до свидания. Дальше предприятие функционировать не будет». Но нет, нас убеждали, что скоро выплатят, даже в модуле шутка такая пошла, что мы самые богатые люди в России. Якобы по 2 раза в неделю получаем зарплату. Нам ведь говорили, что во вторник будет, потом переносили на пятницу. В пятницу снова говорили, что во вторник, и так по кругу постоянно этим кормили, — вспоминает мужчина.
На вопрос о том, почему только сейчас оставшиеся сотрудники решили дать огласку ситуации, он предположил, что всё из-за смены чата. По его словам, сначала все пользовались копроративным чатом, который создала компания. Там возможность отправки собщений блокировалась, работники создали свой чат и, обсудив между собой вопрос о зарплате, поняли, что проблема общая.
Ранее один из сотрудников РСК нам рассказал, что на объекте люди от скуки уже начали пить.
— Была бы возможность, посидели и выпили бы, но у нас не то что на бутылку, на хлеб денег нет. В столовой питаемся, и всё, — рассказывает мужчина.
Он добавил, что хоть и живет в Краснодарском крае, но является уроженцем Уфы. В детстве он переехал в Норильск, а после смерти матери воспитывался в детдоме. Когда вырос, переехал в Краснодарский край и завел семью.
— Когда мне сказали, что в Уфе придется работать, я в принципе обрадовался. Нашел отца, с которым всю жизнь не общались, мы прогулялись возле памятника Салавату Юлаеву, съездили к дому. У него уже другая семья. Сейчас я не знаю, как встречу Новый год.
По его словам, незадолго до возникновения проблем с зарплатой он начал задумываться об отправке на СВО. Как он пояснил, сказалось патриотическое воспитание еще в детдоме. Однако когда стало принято окончательное решение, начались проблемы с зарплатой, и домой, чтобы подготовиться к службе, он уехать не может. Мужчина добавил, что к тому же контракт с Минобороны решил бы и финансовые проблемы.
— То есть если я туда пойду, погасятся все долги. Я планировал туда поехать, но у меня решение было 50 на 50, но сейчас конкретно. Надо жену домой привезти и потом уже уйти на СВО, — заявляет он.
Сейчас он и его супруга живут, что называется, на чемоданах. Ожидают денег и надеются поскорее уехать домой.
— Уже было такое состояние, что хоть прощайся с жизнью. Потому что такая безысходность и обида за то, что я три месяца отработал без выходных. И в итоге что получил от того, что старался и людей возил? — сетует он.
Строительный городок мужчина сравнивает с тюрьмой.
— Я не сидел, но для меня это как зона. Каждый день — модуль, столовая. Вот теперь появился конференц-зал, и завтра снова будет — модуль, столовая, конференц-зал. Можно, конечно, до Верхних Татышлов поехать, но туда 4 километра ехать, а я бензин берегу, — объясняет строитель.
Сегодня на объект должен приехать представитель компании. Как сказали рабочим, с ними поговорит руководитель проекта.
— Но он же не решает ничего. Просто ставленник. Вот если бы приехал сюда [гендиректор Борис] Сакун, то другой разговор, — сказал водитель.
Напомним, строительство трассы курирует АО «Автодор». Участок в Башкирии по подряду достался РСК. Генподрядчик заявил, что необходимую сумму в РСК перевел, а вот там представители РСК не комментируют сложившуюся ситуацию.
По данным сервиса «Контур.Фокус», ООО «РСК» было образовано 9 июня 2014 года в Москве. По состоянию на 10 августа 2024 года по налогам и сборам за РСК числится долг в размере 1,3 миллиарда рублей.