На днях в Башкирии снова зафиксировали рост цен на бензин. Это уже не первое повышение в нынешнем году — каждый раз оно происходит внезапно, по чуть-чуть, но всё равно злит автовладельцев. Власти республики ответили на претензии жителей и объяснили, почему бензин опять дорожает.
В сентябре цены уже вырастали: на начало месяца АИ-92 стоил 51,5 рубля, АИ-92 ATUM — 52,6 рубля, АИ-95 ATUM — 56,05 рубля, АИ-100 подрос до 73,25 рубля, а дизель был на уровне 63,85 рубля.
Как ситуация поменялась на текущий момент: АИ-92 стоит 51,65 рубля, АИ-92 ATUM — 52,75 рубля. АИ-95 и АИ-95 ATUM — 55,20 рубля и 56,25 рубля соответственно. АИ-100 растет больше других: 78,75 рубля. Дизель не изменился.
В Минторге Башкирии рассказали, что цены на топливо растут из-за повышения его биржевой стоимости. Ведомство ссылается на данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи: в январе 2024 года за тонну АИ-92 предлагали 40 598 рублей, а на конец сентября — уже 60 385 рублей. Рост — почти 20 тысяч рублей, или около 1,5%.
— По другим видам топлива динамика биржевых цен схожая. Торговая надбавка в рознице составляет порядка 10–15%, — отметили в министерстве.
Там добавили, что федеральное правительство и ФАС России имеют «инструменты воздействия и регулирования цен» на внутреннем рынке. В частности, в стране действует запрет на экспорт топлива, а на бирже увеличили объём продаж, чтобы остановить рост.
— Продолжает действовать правило о том, что повышение розничных цен не должно превышать уровень инфляции, и другие механизмы, — заключил Минторг Башкирии.
Но одно дело — слова властей, а что говорят эксперты? Как рассказывал UFA1.RU вице-президент Российского топливного союза и генеральный директор АО «Компания УфаОйл» Ринат Фаттахов, на формирование цены топлива влияют сразу несколько параметров.
Первый — это баланс спроса и предложения. Второй — налоги, которые включены в литр бензина. Еще одна — затраты нефтяных компаний, сюда включены зарплаты, энергоресурсы, запчасти, услуги. Влияет и стоимость транспортировки.
— Бензин растет всегда в рамках инфляции, ни одна отрасль не может развиваться так, чтобы в ней не росли цены, а в других отраслях увеличивались. Если такое происходит, то отрасль либо приходит в упадок, либо со временем догоняет эти цены, — сказал Ринат Фаттахов.
Представитель одной из АЗС говорил, что логистика действительно проблема, поскольку везти топливо долго, никогда не знаешь, что произойдет в пути. А покупать на нефтебазе в родном регионе дороже. Кроме того, осенью, с приходом похолодания, топливо требует дополнительных добавок, чтобы работать при сниженных температурах.
При этом нельзя не брать во внимание атаки беспилотников по нефтепереработкам в России. Эксперты говорят, что напрямую пожары на НПЗ не влияют на стоимость, но если топлива из-за этого окажется мало, то его цена вырастет на бирже. А потом может подрасти и на заправках.