Дороги и транспорт подробности Легкие, послушные и нереально дорогие: что известно о польских трамваях, которые будут ездить в Уфе

Легкие, послушные и нереально дорогие: что известно о польских трамваях, которые будут ездить в Уфе

Узнали, как они будут работать в условиях санкций и на какой маршрут они выйдут

Уфа получила пока один такой трамвай

Уфа наконец-то начала получать «новые» трамваи, которые прежде использовались в Москве. Российская столица обслуживала эти вагоны на протяжении десяти лет, но потом внезапно от них отказалась, а уфимские власти, видимо, вели долгие переговоры об их получении. И вот, свершилось: первые машины уже прибыли в депо имени Зорина. Но что это за трамваи такие, почему Москва от них избавилась и какие проблемы нас из-за них ожидают — обо всём UFA1.RU рассказывает в этом материале.

С чего всё началось

Состояние уфимских трамваев в представлении не нуждается. Мы часто об этом говорим: их износ достиг сотни процентов. Но при этом за ними всё же осуществляют уход, чтобы не повторилась история как в Кемерове.

В 2023 году Москва прислала для башкирской столицы модернизированные чешские «Татры» 1980-х годов выпуска. Казалось, это максимум, на что Уфа способна.

Однако власти города смогли каким-то образом выпросить у Москвы польские вагоны Pesa Fokstrot. Информация об этом стала распространяться в соцсетях еще в апреле 2024 года. UFA1.RU уточнял данную информацию в управлении транспорта и связи Уфы, но там сделали вид, будто ничего не знают (возможно, и правда не знали).

— Мы такой информации не давали, комментарий дать не можем. У нас такой информации нет, — заявили в УТиС.

Однако через неделю государственное издание Башкирии опубликовало новость о поставках этих трамваев.

Что это такое

В 1995 году в польском городе Быдгощ появился завод по производству трамваев — Pesa. Впрочем, выпускал концерн не только их — еще и дизельные поезда. Значительная часть продукции в начале 2010-х поставлялась в соседнюю Белоруссию.

В 2012 году трамваи от Pesa появились в Калининграде. В 2014-м — в Москве. Глава Союза пассажиров России Кирилл Янков рассказывал нашим коллегам из MSK1.RU: Москва объявила конкурс на низкопольный трамвай, который выиграл «Уралвагонзавод». Само предприятие не смогло достичь желаемого, поэтому договорилось с польским заводом Pesa о поставке этих трамваев. Шильдик (информационную табличку производителя) повесили от российского завода.

Новиночка в уфимском депо имени Зорина

«Это новое поколение»

Московские власти не скрывали, что трамваи польские. Более того, мэр города Сергей Собянин активно хвалил эти вагоны.

— Вместо грохочущих трамваев появляются европейские трамваи высокого качества, долгосрочные, с большой вместимостью, до 220 человек, с хорошей энергоэффективностью и комфортом для жителей. <…> Очень современный, в нем фактически нет никакого шума. В общем, это трамвай нового поколения, — сказал мэр.

Даже водители трамваев оценили новинку.

— Они легкие, послушные, с мягким, плавным ходом и удобным управлением, — цитировал одного из них сайт Москвы.

Когда-то московские власти активно публиковали снимки этого трамвая, но сейчас от всех избавились

Со временем трамваи прекращали работу в городе, потому что ломались. Запчасти при этом достать не получалось, потому что появились западные санкции, торговля между странами усложнилась. Даже если, как сейчас, перевозить их через Китай или Казахстан, это сложнее, дольше и дороже.

В 2022 году транспортный эксперт Олег Арефьев писал в своем блоге, что Pesa будут доделывать и выводить на линию в Москве.

— На них не забили, сейчас тестируют российские варианты запчастей, и не безуспешно. Возможно, в обозримом будущем часть реанимируют, — написал он.

К 2024 году Москва отставила от работы все трамваи Pesa. На ходу из 70 штук были 22–23. Официально причина снятия не озвучивалась.

Однако витают две версии. Первая: запчасти реально не достать, а наши заводы как раз научились делать нормальные трамваи. Вторая: Москва собирается унифицировать свой парк трамваев, то есть чтобы все были от одного производителя (с чем это связано — неясно).

Оснащение

Что же будет в новых трамваях? Много чего интересного.

Во-первых, это длина — 26 метров. Это значит, что салон намного больше, а соответственно, вместит немало пассажиров. Всем знакома картина, когда, например, зимой старый трамвай быстро забивается, что даже стоять негде. Возможно, польская новинка решит этот вопрос.

Во-вторых, низкий пол — вход в трамвай будет на уровне платформы, не придётся подниматься по лестнице. Это же сокращает время посадки-высадки.

В-третьих, во времена работы в Москве имелись валидаторы для оплаты проезда.

В-четвертых, кондиционер, который умеет охлаждать воздух в любую жару. Надеемся, что и в Уфе он будет работать. Отопление тоже есть, поэтому зимой замерзнуть не должны.

Ну и по мелочи: информатор об остановках, камеры наблюдения, система пожаротушения, удобные сиденья и увеличенный срок службы (до 30 лет).

Нынешний парк уфимских трамваев

Где брать запчасти

Когда появились сообщения о переезде трамваев в Уфу, фанаты электротранспорта не поверили. Да и власти обоих городов не распространялись лишний раз.

Однако как только слухи официально подтвердили на уровне мэрии Уфы и Минтранса Башкирии, тут же возник вопрос: если в Москве не нашли запчасти, то откуда они в Уфе? Упомянутый выше Олег Арефьев давал ответ на этот вопрос.

— 22 машин на полном ходу более чем достаточно для формирования одного маршрута. По остальным вопрос с запчастями практически решен москвичами был уже давно, сняли с эксплуатации их совсем по другой причине, — написал он.

То есть, по всей видимости, к польским машинам приспособят запчасти российского производства. Хотя фанаты электротранспорта всё равно не оценили.

По мнению Олега Арефьева, даже 22 машины уже станут «серьезным шагом вперед для Уфы». К тому же появление таких вагонов, говорит Арефьев, значит, что «похоронить электротранспорт уже будет сложно». Кроме того, эксперт утверждает, что в Уфу приезжали специалисты из Москвы, которые оценили путевое хозяйство и дали рекомендации того, что нужно сделать, чтобы новинки нормально работали.

— Стоит это [приведение в порядок] относительно вменяемых денег, которые город в состоянии найти, — заключил Олег Арефьев.

На состояние путевого хозяйства Уфы обращало внимание сообщество фанатов электротранспорта «Мострансмониторинг».

— В Уфе одна из самых убитых трамвайных систем страны. Это относится и к состоянию путей. Предыдущие подарки Москвы сходили с рельсов буквально через день-два после начала эксплуатации. А вагоны Pesa не менее чувствительны, — подытожили в сообществе.

Говорят, что один такой трамвай может стоить под сотню миллионов рублей. А Уфа получит порядка семи десятков бесплатно, только оплатит доставку — она обошлась городу более чем в 20 миллионов рублей. Дешевле единицы.

Раньше они ездили на северо-востоке и северо-западе Москвы

Когда поедет и где

Как сообщил мэр Уфы Ратмир Мавлиев, новиночки поедут по маршруту № 5 «ТСК "Пушкинский"» — «Госцирк». Трамвай будет проезжать через улицы Пушкина, Аксакова, Революционную, Мингажева, Большую Гражданскую и Зорге. Его будет видно и на проспекте Октября, ведь конечная остановка примыкает к магистрали.

Как рассказали UFA1.RU в сообществе «Уфимский электротранспорт», пятый маршрут был выбран неслучайно. Оказалось, дьявол кроется в мелочах.

Чтобы запустить трамваи в Зеленую Рощу (1, 16 и 18-й маршруты), необходимо перенести опоры контактной сети (от которой питается вагон) на улицах Мингажева и Сун-Ят-Сена, а на Менделеева и вовсе пришлось бы переделывать остановочные павильоны: двери окажутся слишком близко к бордюрам.

— На данный момент есть документ о реализации строительного проекта в тех местах, поэтому на данный момент нецелесообразно проведение мер для запуска маршрута, — рассказали UFA1.RU в «Уфимском электротранспорте».

На железнодорожный вокзал (маршруты 1, 10) для новых трамваев необходимо было бы перекладывать перекрестки на улицах Пархоменко и Ленина с бульваром Ибрагимова, так как там «высок риск схода и ДТП с другими участниками движения из-за выноса кузова».

Проще говоря, когда трамвай поворачивает, что его заднюю часть немного заносит. Учитывая, что водители не всегда осмотрительны, аварии действительно могут случиться.

А что же с Черниковкой?

— На улице Трамвайной необходимо провести капитальный ремонт пути (разная высота рельсов одного направления). Также необходимо перенести опоры контактной сети. На Индустриальном шоссе то же самое. Но тут можно их перенести с меньшими издержками. Но самое главное — это Гастелловский мост. Там необходимо переложить все пути. Также надо переложить перекресток на Вологодской. Плюс требуется сделать некоторые остановки, — рассказали UFA1.RU представители сообщества «Уфимский электротранспорт».

За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе главных событий.
Звоните8 (347) 286-51-96
Мы в соцсетях

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE3
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
39
ТОП 5
Мнение
Спела с Тимберлейком и исполнила мечту мужа: как россиянка отдохнула в Амстердаме
Анонимное мнение
Мнение
«У многих пластические операции»: скрипачка рассказала, как на самом деле живут в Саудовской Аравии
Анна Аберле
музыкант из Тюмени
Мнение
«Денег либо очень мало, либо совсем нет». Откровения 15-летнего школьника, который путешествует на электричках по России
Владислав Крутов
автор канала «Krutov's live»
Мнение
«Впечатляет бессмысленность этих усилий». Автожурналист — о крахе рынка электромобилей в России
Артём Краснов
Редактор раздела «Авто»
Мнение
Отношение к русским, цены на жилье и тоска по дому: российский инженер перебрался в Барселону — как ему там живется?
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления