Управление инфраструктурой транспорта (УИТ) администрации Уфы ищет компанию для перевозки трамвайных вагонов из Москвы. Соответствующая закупка была опубликована 9 июля, начальная цена контракта за выполнение работы составляет 11 733 333 рублей.
Заявки принимаются до 17 июля, на следующий день пройдут торги. Трамваи должны привезти в Уфу не позднее 1 октября 2024 года по адресу бульвар Хадии Давлетшиной, 5, где располагается трамвайное депо имени Сергея Зорина. Доставку вагонов осуществят за счет бюджета МУП УИТ.
В аукционной документации сообщается, что всего ожидается 20 польских трамваев Pesa Fokstrot модели 71–414. Масса одного вагона — 34 тонны, длинна — 26,3 метра, ширина — 2,5 метра, высота — 3,7 метра. Перевозка трамвайных вагонов должна осуществляться специальным транспортом.
Польские трамваи появились в Москве в 2014 году. Мэр столицы Сергей Собянин сообщал, что вместимость транспорта составляет 220 человек, что конечно больше, чем у трамваев, которые ездят по Уфе.
На сайте города Москвы отмечались и другие преимущество Pesa, а именно низкопольность, когда вход в трамвай находится на уровне земли, благодаря чему маломобильным гражданам удобнее перемещаться. В салоне установлен валидатор для оплаты проезда, камеры наблюдения с распознаванием лиц и информатор об остановках. Вагоны оснащены отоплением, кондиционером и системой пожаротушения.
Транспортный эксперт Олег Арефьев отметил, что длинна московских трамваем может стать проблемой для Уфы, где улицы на такие размеры не рассчитаны. Еще один минус — из 120 вагонов, которые прибыли в Москву 10 лет назад, на ходу остались лишь 23. После введения санкций стало сложнее покупать детали, и они стали дороже.
В Уфе перевозками на электротранспорте занималось Муниципальное управление электротранспортом (МУЭТ). В 2017 году началась история с банкротством предприятия, оно задолжало государству свыше 300 миллионов рублей налогов. В 2019 году конкурсный управляющий МУЭТ Данил Рыбалко подал заявление в суд на мэрию Уфы на их бездействие, однако ему не удалось доказать это в суде.
В 2020 году МУЭТ стало банкротом. Имущество перешло в новую структуру — МУП УИТ, однако проблемы с трамваями не исчезли. По данным Олега Арефьева, на начало 2024 года износ подвижного состава оценивался в 99%. В мэрии Уфы признали износ, но не уточнили на сколько процентов.
В администрации города отметили, что для обеспечения бесперебойности перевозок нужно полное обновление, но сразу закупить новые вагоны они не могут. Поэтому приходится ремонтировать и проводить профилактические работы по имеющимся трамваям.
Разговоры о получении вагонов из Москвы начались в 2021 году, тогда говорилось, что столица готова отдать 50 трамваев, но этого не случилось ни в 2022-м, ни в 2023-м. Тогда же жители Уфы предложили властям Башкирии забрать польские трамваи Pesa, которые простаивали в депо столицы, но идея не была одобрена. Наконец в 2024 году стало известно, что Уфа все-таки получит вагоны.