За последние годы количество платных дорог в России заметно увеличилось. По задумке, это должно сделать передвижение на автомобиле более комфортным и быстрым. Но зачастую выходит совсем наоборот.
Через несколько месяцев самому дорогому автобану страны М-12 исполнится год (участок в Башкирии пока строится). За это время споры вокруг дороги не утихают — кому-то она нравится, другие не видят смысла платить большие деньги за путешествие на авто. Наша коллега с портала NN.RU Дарья Бурмистрова решила поделиться своим отношением к М-12 и мнением о том, почему (по ее наблюдениям) за год дорога так и не смогла полюбиться многим. Далее — от первого лица.
Так получилось, что за рулем я провожу очень много времени на протяжении каждого дня. Дальние дистанции — не проблема. Но в некоторые стороны, например в Москву или Казань, раньше только мечтала добираться быстро. Каково же было счастье, когда открыли долгожданную автомагистраль М-12. Но мечты о комфортных поездках довольно быстро разбились. Объясню по порядку.
Цена
М-12 строилась по концессии. Это означает, что инвестор сначала вкладывает большие деньги в строительство и запуск дороги, а потом вложенные средства возвращаются ему с помощью автомобилистов.
Мне удалось несколько раз проехать в обе стороны по новой платной магистрали. Результаты поездок публиковала в двух материалах.
Почти все водители (в том числе и я) сходятся во мнении: автомагистраль слишком дорогая. Чтобы добраться от Нижегородской области до Москвы, нужно заплатить 2,9 тысячи рублей. В другую сторону — от Арзамаса до Казани — чуть больше 2 тысяч рублей. А если от Татарстана до столицы, так это вообще без малого 5 тысяч рублей. И это без учета бензина.
После запуска трассы мы вызнали у «Автодора», во сколько же водителям обойдется оплата одного километра дороги, — оказалось, что почти в 6,8 рубля (это было до изменения ценовой политики, но 10 копеек роли в итоге не играют). Как тогда заверили в компании, эта сумма ниже предельного значения, а полученные деньги идут на погашение оплаты строительства, поскольку автобан возводили с привлечением возвратного финансирования, полученного от инвесторов.
В сравнении со всеми платными дорогами России эта цифра действительно кажется слишком большой. В одном из предыдущих материалов мы разбирали стоимость проезда по другим отечественным трассам. Например, по М-4 «Дон» от столичного МКАД до Краснодара путь займет 1218 километров. В выходной день за это нужно заплатить 3990 рублей, в будни — 3180. Таким образом, получается, что стоимость одного километра в выходной составит всего 3,2 рубля — это в два раза ниже стоимости проезда по М-12.
Пробки, АЗС и погода
Цена не казалась бы такой высокой, если бы поездки проходили в полном комфорте. Конечно, к дорожному покрытию вопросов нет — оно явно лучше, чем на параллельной бесплатной М-7. Однако в праздничные дни поток туристов вырастает в три, а то и в пять раз. Это означает, что почти все дружно встают в пробки на заправках.
Припоминаете новости о многокилометровых заторах на М-12 под конец новогодних каникул? Сотни людей, возвращавшихся домой, не могли дозаправить авто, чтобы поехать дальше. Тогда в «Автодоре» пояснили, что пробки возникли из-за «неотточенных процессов в новых коллективах АЗС, которые были открыты менее месяца назад».
Казалось, что в майские праздники (спустя несколько месяцев) ситуация улучшится, но нет. Один из автомобилистов снял на видео неприличную очередь, скопившуюся на АЗС. Он пожаловался, что проблему с топливом всё еще не решили, хотя «Автодор» обещал комфорт при поездках.
Пробки создают не только АЗС, но и аварии. К сожалению, даже на таких дорогих и якобы отличных дорогах никто не застрахован от ДТП. Мы неоднократно писали о таких событиях. Например, совсем недавно мотоциклист не справился с управлением и упал, его пришлось доставить в больницу. Еще раньше на одном из участков трассы в Нижегородской области фура насмерть сбила мужчину, стоявшего возле своего авто. Почему мужчина решил остановиться на скоростной трассе, остается только гадать. Зимой на М-12 столкнулись сразу несколько авто, в том ДТП погиб один человек и пятеро пострадали.
Погодные условия не позволяют обеспечить столь длинную дорогу постоянным комфортным дорожным покрытием. Снег, дождь и гололед вносят свои коррективы в поездку. Получается, разогнаться до 110 километров в час будет нельзя, а платить за «скорость» всё равно придется.
А отдохнуть?
Что особенно раздражает при выезде на трассу, — осознание, что остановиться в ближайшие 50 километров нельзя. Сразу возникают вопросы: «А если захочу в туалет?», «А если что-то с машиной, где остановиться?», «А если станет плохо?» Конечно, за весь мой стаж сложные ситуации случались редко, но тревожность невольно накрывает. А даже если хочется заехать расслабиться через те же 50 километров в зоне отдыха, то есть шанс не найти ничего, кроме асфальта и вида на холмистую местность. Туалеты тоже под вопросом, но можно отстоять очередь на АЗС.
Отсутствие мобильной связи
Если вы собираетесь в поездку по М-12, советую заранее подумать об отсутствии интернета. Иногда это может неприятно омрачить путешествие. Особенно, если нужно решить срочный вопрос.
Во время моих выездов на М-12 на протяжении всего маршрута навигатор сбивался и пытался вести дорогой, которая, по всей видимости, использовалась для подъезда грузового транспорта при строительстве. Но огорчает не только сбой в онлайн-картах, а еще невозможность связаться с кем-либо с помощью интернета, включить музыку и просто скоротать время в тех же пробках. Видимо, в связи с этим на протяжении всей дороги можно встретить указатели, на которых написан номер для SOS-вызова — *2323.
Стоит ли оно того?
Поездка по платной дороге не должна внушать ужас уже тогда, когда в нее собираешься. Всё-таки для меня скоростная автомагистраль, за проезд по которой я плачу деньги, это про тотальный комфорт. Я не готова заплатить внушительную сумму, чтобы сократить время в пути на час-два, при этом мучиться из-за отсутствия АЗС, зон отдыха и нормального интернета.
Вы пользуетесь платными дорогами?