Полгода назад в России запустили платную трассу М-12, которая пролегает через несколько субъектов, а сейчас ее строят в Башкирии. За это время автомагистраль не ругал, кажется, только ленивый: и дорого, и не чистят от снега, и пунктов остановки-заправки-перекуса катастрофически мало.
Многие кивают на Европу, мол, там лучше. Наш коллега с портала NN.RU в Нижегородской области, где трасса уже действует, оценил тарифы и сравнил с автобанами во Франции. Публикуем его разбор сегодня, 20 марта, на UFA1.RU.
Текущая протяженность трассы М-12, которая соединяет Московскую, Владимирскую, Нижегородскую области, Чувашию и Татарстан, — 811 километров. Самый продолжительный автобан во Франции — из Парижа до Бордо. Его длина — 557 километров.
Стоимость проезда
Самый волнующий вопрос для любого человека — деньги. Напомним, стоимость проезда по М-12 от Арзамаса (Нижегородская область) до Москвы составляет 2821 рубль, а от Арзамаса до Казани — 2114 рублей. Чтобы доехать от столицы до Казани через Арзамас, нужно преодолеть путь примерно в 780 километров. Заплатить за это придется 4800 рублей. Таким образом, получается, что сумма за один километр будет 6,15 рубля.
Во Франции проезд по автобану А10 на легковом авто из Парижа в Бордо сейчас стоит 60,2 евро за участок в 557 километров. В рублях это примерно — 6034. Цена за один километр будет 10,8 рубля, что на треть выше, чем на самой дорогой платной трассе России.
Стоит отметить, что расстояния в европейских странах между населенными пунктами намного меньше, чем в нашей стране. Путь по центральной части страны от Москвы до Татарстана занимает около 10–12 часов — за это же время во Франции можно пересечь всю ее территорию.
К слову, А10 не единственная популярная дорога в иностранном государстве. Другой маршрут пролегает по автомагистрали А20. Она соединяет Вьерзон (центральная часть страны) с Монтобаном (расположен к северу от Тулузы). Займет весь путь около 428 километров на легковом автомобиле, а заплатить за это нужно 15,6 евро. В переводе на рубли весь маршрут стоит 1561,6 рубля. Получается, что один километр стоит около 3,6 рубля — это почти в два раза ниже стоимости проезда по М-12.
Рассмотрим еще один пример: в прошлом году во Франции открыли дорогу А79 длиной 88 километров: она протянулась от города Дигуэн до Монмаро. Также трасса соединила две другие платные магистрали. Это был экспериментальный проект, чтобы постепенно внедрить безбарьерную оплату (номер автомобиля считывает камера, а оплата происходит после поездки онлайн), которая действует в России на нескольких автомагистралях. В частности, на М-12. Кстати, стоимость проезда по А79 за весь маршрут для легковушек составляет 4,5 евро. Это равняется примерно 450 рублям. Таким образом, один километр стоит около 5,1 рубля (и опять дешевле, чем на М-12).
Недовольство французов
Безбарьерная оплата на новой трассе во Франции вызвала волну возмущений. На самом деле европейцы привыкли к платным дорогам и, судя по зарубежным СМИ, любят их больше бесплатных за безопасность. Однако новая система ввела многих автовладельцев в ступор. И проблема была даже не в возрасте водителя.
О своих впечатлениях местные жители рассказали французскому изданию Que Choisir. 21-летний парень по имени Лоран отметил, что на дороге очень мало информации о способе оплаты и нужно быть весьма бдительным, чтобы понять, что придется заплатить позже. Другой местный житель по имени Кристиан возмутился тем, что заранее его не предупредили с помощью указателей о платном участке дороги (он бы хотел его избежать).
Однако навигатор «Google Карт» всё равно строит маршрут исключительно через платные дороги. Объехать, скорее всего, можно, но путь будет увеличен по времени и километражу.
К слову, у нижегородцев, которые пользовались М-12, не возникло проблем с безбарьерной оплатой. Единственное, чем недовольны автолюбители — стоимостью проезда. По мнению читателей NN.RU, справедливая стоимость за километр — около двух рублей.
Штрафы
Любая платная услуга подразумевает наличие штрафа, если попытаться уклониться от обязательств. В случае с М-12 штраф за неоплату проезда составит 1500 рублей для легковых авто, для большегрузов — 5000 рублей. Такую сумму придется отдать, если не оплатить поездку в течение пяти дней после использования трассы.
Во Франции существует классификация правонарушений. Неоплата проезда относится ко второму классу, а всего их 5. На официальном сайте безопасности дорожного движения страны сказано, что сумма наложенного штрафа второго класса не может превышать 150 евро.
Например, после движения по безбарьерной трассе А79 водитель должен оплатить проезд в течение 72 часов. Если этого не произойдет, автолюбитель подвергнется штрафу в размере 90 евро.
Удобства на трассе
Еще один немаловажный фактор для выбора путешествия на авто — удобства на трассе. Каждый водитель знает, что в какой-то момент потребуется размяться, посетить уборную или перекусить.
Сейчас на М-12 ситуация с зонами для остановки довольно плачевная. Поскольку дорогу открыли не так давно, некоторые зоны отдыха просто не успели достроить. Однако и тех, что есть, недостаточно. На трассе «Восток» они расположены примерно в 50 километрах друг от друга.
Во Франции ситуация обстоит иначе. Как написано на сайте компании Vinci, обслуживающей большинство французских платных дорог, автомагистраль А10 имеет 30 зон обслуживания и 52 отдельные зоны отдыха. Они расположены примерно в 10–15 километрах друг от друга. На этой трассе вы точно сможете найти автостоянки, топливные и зарядные станции, кафе и рестораны, детские площадки, душевые, прачечные самообслуживания, супермаркеты, смотровые площадки и съезды к достопримечательностям (замкам, виноградникам, смотровым площадкам и многому другому).
На других трассах Франции ситуация не хуже. На дороге А79 (напомним, длиной в 88 километров) есть две зоны обслуживания и четыре зоны отдыха. Кстати, для удобства водителей на А79 также установили 16 пунктов оплаты проезда, несмотря на то, что там практикуется безбарьерный проезд.
Напомним, в нашем прошлом материале мы сравнили стоимость проезда по М-12 с дорогами Турции. Подробнее по ссылке.