Большинство машин ездят в тех цветах, в которых были выпущены с завода, но некоторые автовладельцы хотят чего-то особенного. Либо просто, чтобы было красиво, либо — выделиться на дороге. Так, например, уфимский пастор Михаил натянул на свой Porsche изображение картины «Тайная вечеря», а житель Татарстана раскрасил свои «Жигули» в цвета башкирской соды. Вот об этом «содовом» транспорте UFA1.RU сегодня, 17 ноября, и расскажет.
Новинка рынка
В России автопром появился не так давно — примерно в конце XIX века. Позже дело имперских разработчиков продолжили советские. Примерно до середины XX века автомобиль был роскошью для обычного человека. Это заметно по многочисленным старым снимкам: на крупных улицах нет пробок, нет парковок во дворах, а возле магазинов не строили паркинги — потому что машина была мало у кого.
Однако после Второй мировой войны ситуация начала меняться, промышленность вставала на ноги, и всё вроде бы шло неплохо. На авторынке СССР к 1960-м годам были «Победы», а потом пошли и «Волги» (обе — производства Горьковского автозавода). Были и «Запорожцы», производившиеся в Украине. Говорят, первые два автомобиля были дорогими и не подходили для обычных людей. «Волги» действительно были предметом роскоши, на них часто ездили чиновники, для видных людей делали всякие новинки, которых не было на гражданских авто. Например, кондиционеры. В уфимском музее ретромашин, кстати, есть несколько таких экспонатов.
Так вот: в правительстве страны захотели создать что-то, чего на советском рынке еще не было. По какой-то причине решено было искать это что-то у других: посмотрели, что производят немцы в ФРГ (Западная Германия), французы и итальянцы. Руководство советской промышленности искало того производителя, который бы смог спроектировать крупный завод для выпуска сотен тысяч машин в год. И нашло — им стал итальянский Fiat. За основу первого автомобиля была взята модель Fiat 124, которая внешне уж очень напоминает ВАЗ-2101. Разместили производство в Тольятти — чтобы в случае очередной крупной войны можно было почти безопасно выпускать машины для фронта. Так и появился Волжский автозавод, который в 1970 году начал серийный выпуск первых моделей.
Доедет до Марса
История перемещений именно этого автомобиля толком неизвестна: в 2016 году он уже засветился в Удмуртии. Житель села Вавож, что неподалёку от Кировской области, выставил его на продажу за 35 тысяч рублей. Судя по фотографии паспорта транспортного средства, он заполучил его в 2001 году, а выпущен автомобиль был в 1974 году (в некоторых объявлениях значится 1984-й — но нет, 1974-й).
Через четыре месяца, в начале 2017 года, машину вновь выставили на продажу, но уже в селе Нылга (30 километров от Вавожа) и за «смешные» 12,5 тысячи рублей. Продавец объясняет: днище идеальное, пороги поменяли, но требуется ремонт клапана двигателя, аккумулятора нет, а резина (видимо, шины) — ужасная. Казалось бы, дни этой машины сочтены: либо ей гнить под сугробами на севере Удмуртии, либо стать жертвой разбора на запчасти.
Однако ее выкупил житель Казани, который через полгода, летом 2017 года, выставил на продажу уже за 40 тысяч рублей. В объявлении он написал, что у машины сохранился салон, а двигатель и коробка передач в хорошем состоянии, ничего гнилого в ней нет, наоборот — заменили главный тормозной цилиндр и еще кое-что по мелочи.
Затем автомобиль выкупил, видимо, житель Йошкар-Олы — столицы Республики Марий Эл (150 километров от Казани). В 2021 году «Жигуль» продавали именно в ней. Правда, продавец немного приуменьшил число владельцев: сказал, что выкупил тачку у пенсионера и сам являлся вторым хозяином. Если с 2001 года он уже третий, то сколько было с 1974-го? Полагаем, что не один точно — нам удалось выяснить, что всего машиной могли владеть 12 человек. Ну так вот, йошкаролинец продавал свое детище, в которое тоже неплохо вложился, за 38,5 тысячи рублей.
Есть интересная история с пробегом: если второй известный нам продавец указал, что машина проехала 66 тысяч километров, то следующий — 62 тысячи. Товарищ из Марийской Республики — 63 тысячи. Но машина куплена в 2017 году и продана через четыре года, и, следуя этой логике, получается, что в месяц хозяин проезжал на машине 20 километров, а при этом так сильно вложился в нее. Что-то подозрительно.
Тем не менее, в конце лета 2021 года автомобиль засветился в Казани и уже с татарскими номерами: все предыдущие нам известные были удмуртскими и марийскими.
Тогда ему дал характеристику местный блогер, который фотографировал интересные (по своему убеждению) машины.
— Как давно не встречал такие классические «Жигули». Чистенький такой салон, так еще и не колхозный вид. Ну и этот салон... коричневые сиденья и советская оплеточка на руле. Немного вшатанная, но всё равно, красивая, — писал он в соцсетях.
В январе 2023 года «Жигули» снова выставили на продажу. На этот раз машина уже была покрашена в цвет башкирской соды. Новый владелец приспособил машину под гоночную, а если быть точнее, то под дрифт — об этом он сам говорит в объявлении и добавляет:
— Доедет хоть до Марса. Вчера вот с Луны вернулся.
Он, конечно, тоже вложился в свою машину: поменял масла, поставил новые выхлоп, свечи, провода, замок зажигания, тормоза. Уверял, что «ничего не стучит и не бренчит», а салон — родной и не дырявый. Внутри установлены спортивный руль и новая (удлиненная) ручка для коробки передач. Правда, сказал, что владельцев было всего трое, но не то чтобы да: только с 2001 года он был пятым.
С ценой тоже интересности происходили: свое чадо он оценил сначала в 75 тысяч, затем снизил ценник до 70, 67, 60 и 55 тысяч рублей. За сколько именно он продал авто — неизвестно. Но, следуя логике, это была сумма в 55–65 тысяч рублей. Пробег в объявлении — 71 тысяча километров.
Дальнейшая судьба автомобиля, увы, осталась нам неизвестной. В соцсетях есть снимок, датируемый осенью текущего года, но нет никаких признаков, что он действительно свежий.
В то же время мы нашли штрафы нового владельца — это значит, что машина всё еще на ходу. Кадр сделан в конце сентября, на заднем стекле мы видим надпись «Продаю», но объявлений именно с этой машиной мы не нашли.
Приятный момент: транспортный налог на такую машину в Татарстане составляет всего 590 рублей в год, а в Башкирии — в 2,5 раза больше. Как считается этот налог и сколько нужно платить за дорогие тачки — мы рассказывали в этом материале.
А так можно было?
Вообще-то, это не новость, что «Жигули» раскрашивают под цвет башкирской соды. В 2019 году в соцсетях активно обсуждали жителя Череповца, который покрасил свое авто под пачку этого вещества. Работы обошлись ему в 40 тысяч рублей. В то же время такой же автомобиль замечали на улицах Воронежа и Санкт-Петербурга.
Чтобы узнать, можно ли так делать, UFA1.RU обратился к АО «БСК» за комментарием. В компании, которая и производит соду, ничего плохого в этом не видят.
— Мы спокойно к этому относимся. В этом нет абсолютно никакой проблемы. Поскольку наша сода — узнаваемая пачка, которой больше 50 лет, это уже не просто торговая марка продукта, это тренд, традиции. Недавно один из маркетплейсов стилизовал свою распродажу под пачку соды, использовал те же цвета. Это была их инициатива, — сообщили нам в пресс-службе БСК.
Напомним, недавно у нас выходил материал о том, кто ездил на BMW из культового фильма нулевых «Жмурки».