Каждый из нас замечал в аэропорту, на причалах и железнодорожных вокзалах сотрудников полиции, обеспечивающих безопасность и порядок в зоне прибытия транспорта. Они патрулируют платформы, где останавливаются поезда и электрички, следят за порядком внутри вокзала и даже могут сопровождать поезда из пункта А в пункт Б. Это — транспортная полиция, которая разбирается с буйными пассажирами, подозрительными путешественниками и одной из первых реагирует на ЧП.
UFA1.RU пообщался со старшим лейтенантом полиции Евгением Цветковым — заместителем командира отдельной роты патрульно-постовой службы полиции Уфимского линейного управления МВД России на транспорте. Евгений Владимирович служит в одном подразделении уже 23 года. За это время он повидал всякое: была даже беременная пассажирка, у которой начались роды прямо в вагоне. Подробности — в материале UFA1.RU.
«Новым сотрудникам говорю, что мы — элитное подразделение»
В юности Евгений не задумывался о том, чтобы стать полицейским. В каком-то смысле здесь сыграла роль случайность: после окончания колледжа он призвался в армию, где служил в десантных войсках. Возвращаясь из срочного отпуска обратно на службу, а на тот момент ему оставалось отслужить еще 10 месяцев, Евгений сел на ночной поезд. Попутчики спали, а ему не хотелось.
По вагонам ходили сотрудники транспортной полиции — они сопровождали состав. Полицейские выборочно проверяли документы и обратили внимание на молодого мужчину. Одного из сотрудников Евгений узнал — это был Зуфар Гильмутдинов, который на тот момент служил инспектором по вооружению в управлении МВД на транспорте, сотрудник со стажем и ветеран войны в Афганистане.
— Подошел ко мне человек. Я близко знаком с ним не был, но знал его — мы жили в одном поселке, я помнил, что он работает в полиции. Он представился, попросил меня представить документы, — вспоминает Евгений. — Я протягиваю ему военный билет и улыбаюсь. Думаю, узнает или не узнает он меня?
В вагоне было темно, но Зуфар узнал Евгения — в поселке все друг друга знают, и ранее полицейский общался и с родителями будущего коллеги.
— Он увидел знакомую фамилию и со словами: «Что же ты сразу не сказал?» пригласил меня в свое служебное купе. Завязалась у нас беседа, он расспросил, сколько мне осталось служить, а потом сказал: «Давай после службы устраиваться к нам».
Зуфар подробно рассказал Евгению о службе. С того момента и до сих пор Евгений воспринимает транспортную полицию как элитное подразделение. Ночной разговор запал в душу молодому человеку, и после службы в армии, не раздумывая, Евгений Цветков стал частью ППС.
— Я после этого загорелся желанием присоединиться к транспортной полиции и сейчас всем новым сотрудникам говорю, что мы — элитное подразделение. Мы связаны и с железной дорогой, и с водой, и с воздухом. Вода — служба на реке, а воздушные ворота — наш аэропорт, — говорит он. — Нам доверено первыми встречать и провожать гостей республики и города, обеспечивать их безопасность, в определенной степени от наших слаженных действий зависит их впечатление о столице республики и других населенных пунктах, которые находятся в нашей зоне ответственности.
Чем занимается транспортная полиция
В транспортной полиции Евгений служит с января 2000 года: начал он с должности рядового милиционера и уже через полтора года стал командиром отделения. Тогда у молодого командира отделения в подчинении появилось 15 сотрудников.
— Я отслужил командиром отделения 19 лет, а потом стал командиром взвода, — рассказывает мужчина.
За это время Евгений получил высшее образование в УрГЭУ и получил офицерскую должность. Работа его и его коллег — это сопровождение пригородных и пассажирских поездов. В прошлом году он стал заместителем командира отдельной роты и продолжает заниматься контролем за сопровождением составов.
— За всё время работы я ни разу не менял место службы и до сих пор даже представить себя не могу на другой работе, я действительно предан своему делу, — рассказывает он. — Наши сотрудники работают с людьми на вокзалах и перронах, мы охраняем общественный порядок и имущество на железнодорожном транспорте. Летом нагрузка возрастает, когда едут детские группы от 50 человек, транспортная полиция сопровождает поезд от Аши до Абдуллино. Сопровождение детей требует повышенного внимания, не очень просто за ними усмотреть: они могут и с полки упасть, и кипятком облиться. Но для нас летом это обыденная работа.
Подчиненные Евгения работают только на железной дороге. Для других транспортных полицейских зоной ответственности стал аэропорт, а для третьих — речные порты. Работа везде строится по одному принципу: сотрудники следят, чтобы в поездку не отправились безбилетники, наркокурьеры и люди, угрожающие чужой безопасности.
— Есть люди, которые видят какой-то конфликт и сразу начинают снимать его на телефон, — рассказывает полицейский. — У нас работа другая, мы сразу должны действовать.
Безопасности может угрожать многое: от подозрительных предметов под одеждой и в багаже до роковых случайностей с неприятными последствиями. Часто приходится быть свидетелями травмирования граждан. Наверное, это самая тяжелая и неприятная часть работы. Беспечность людей на железной дороге слишком часто приводит к трагическим последствиям, и первыми на месте происшествия оказываются именно транспортные полицейские.
Мужчина с гранатой
Евгений вспомнил страшную историю о взрыве, который случился в поезде в начале нулевых. Это сейчас вокзал огорожен, а сразу за дверью стоит рамка металлодетектора и охрана, проводящая досмотр вещей, а в начале 2000-х вход на вокзал и выход контролировались не так тщательно. Этим и воспользовался ранний пассажир.
— Он, минуя наши посты, без какой-то задержки сел в электропоезд, и состав сразу тронулся. Ехала электричка из Дёмы в Кропачёво. Наши коллеги сопровождали этот поезд, — рассказывает Евгений.
Время было раннее, шесть утра, в это время у нас в вагонах преимущественно едут рабочие-железнодорожники. Подозрительный пассажир сразу привлек внимание полицейских. Коллеги Евгения начали подходить к горожанину, чтобы записать его данные и убедиться, что всё в порядке. Но не тут-то было.
— Этот мужчина сразу дал понять, что с ним лучше не общаться. Он сообщил сотрудникам: «У меня с собой граната, дайте мне доехать», — вспоминает Евгений. — Обе руки при этом он держал в кармане куртки.
Сотрудники полиции, не привлекая внимания, выпроводили из вагона остальных людей, хоть и не были полностью уверены в том, что мужчина действительно вооружен. Коллеги Евгения сообщили о потенциальной угрозе в дежурную часть, а сами начали переговоры с ним.
— Полицейские начали отвлекать этого мужчину, чтобы он не подорвал поезд, — говорит Евгений. — Он руки в карманах держал, не вытаскивал их, будто гранаты никакой у него не было. Но потом достал руку и показал, что у него кольцо выдернуто. Мол, она у него в заряде, он держит наготове.
Тем временем, высадив всех пассажиров, электричка мчалась без остановок до станции Аша, где ее отогнали на тупиковый путь. Всю дорогу мужчина сжимал гранату в руке, чтобы не привести ее в действие.
— Там уже подошел офицерский состав и начал переговоры с этим человеком. Видимо, он испугался, пошел на попятную, — вспоминает Евгений. — Сказал, что не будет ничего взрывать и готов отдать оружие. А граната у него была в кармане куртки. Когда он начал вытаскивать ее, он за что-то зацепился и случайно разжал руку.
Случился взрыв. Волной оторвало скамейки от пола, да и сам человек пострадал. К нему на помощь тут же выехали медики, но мужчина скончался в машине скорой помощи. Зачем он вез с собой гранату, так и осталось неизвестным.
— Наши сотрудники тогда были награждены медалями. — добавил Евгений. — Они смогли предотвратить жертвы среди пассажиров, никто больше не пострадал.
Роды в электричке
Не все истории со службы Евгения похожи на сюжет триллера — были среди них и трогательные моменты. Один из таких случаев мужчина наблюдал, будучи еще совсем молодым: на тот момент он работал около года, и вместе с коллегой они сопровождали электричку.
— Ехала девушка беременная в электричке, где были и мы. И вдруг у нее начались схватки, — вспоминает Евгений. — Врачей не смогли позвать: то ли они на вызове были в пассажирском поезде, то ли что-то еще. Старшим со мной был дежурный офицер, капитан милиции Роберт Шайхутдинов. Он — взрослый подготовленный человек, и нам ничего не оставалось, как попытаться оказать помощь самим.
Он до сих пор помнит, как Роберт решил взять ситуацию под свой контроль. Евгений же был на подхвате.
— Я у изголовья самого не стоял, — смеется Евгений, — но постоянно подавал что-то, бегал и искал. То пеленки, то рубашки. Помню даже, что чью-то рубашку милицейскую пришлось разорвать. Так и приняли роды, передали потом девушку медикам. У нее, кстати, родился мальчик!
На этом история не закончилась: женщина почему-то больше запомнила Евгения, чем его товарища, после родов они вместе с мужем несколько раз приезжали поблагодарить его.
— Они вместе с супругом за мной по пятам ходили, звали в гости, — с улыбкой вспоминает Евгений. — Даже предлагали стать крестным отцом малышу, потому что я в стороне не остался. Ну, я им сказал, что мне вознаграждение не нужно, это моя работа.
Во многом из-за этого случая у Евгения и сложилось отношение к своей работе, и, приходя на службу, он всякий раз готов к неожиданностям. Вне работы Евгений выкраивает время для своего увлечения — игры в хоккей – и вместе с супругой воспитывает двоих детей, сына и дочь.
— Если ты живешь, ты должен вырастить дерево, воспитать сына и построить дом, и теперь моя мечта — построить дом. Я уже служу 25 лет и, в принципе, могу выйти на пенсию, — рассказывает Евгений. — Тогда я тоже буду вспоминать все эти истории, связанные со службой, и рассказывать их своим близким.