В начале апреля власти Башкирии подписали договор о модернизации уфимской трамвайной сети. Объем инвестиций составит 27,6 миллиарда рублей. Своим мнением на эту тему на странице в соцсети поделился бывший главный архитектор башкирской столицы Олег Байдин. Публикуем пост полностью.
Трамваю быть! Возвращался из Москвы. К сожалению, транспортная проблема Забелья по-прежнему не решена. Альтернативы дороге Уфа — Аэропорт нет. Между тем перспективным для южной части Уфы транспортом остается всё тот же трамвай.
Российские города постепенно исправляют ошибки прошлого: увеличивают протяженность трамвайной сети, настраивают умные светофоры для быстрого движения электротранспорта, закупают новые вагоны. Даже при наличии метро сейчас в Москве трамвай — самый быстрый и удобный вид транспорта в центре.
Уфа, благодаря заключенной с «Синарой» концессии, через пять лет получит модернизированную трамвайную сеть, современную инфраструктуру и новые вагоны.
У меня было два серьезных «подхода» к трамвайной теме. Первый — в 2008 году, когда мы по заданию президента республики рассматривали Забелье в качестве перспективного направления для роста города. Здесь можно разместить, даже в одноэтажном исполнении, порядка 19 млн кв. м жилья. И, естественно, прорабатывался вопрос транспортного обслуживания — без скоростного внеуличного транспорта решение этой задачи невозможно. Кстати, тогда же нами был предложен мост в Кузнецовском затоне — по нему предполагалось проложить трамвайную линию, по сумме факторов это единственная возможная трассировка.
Второй — в 2011–2012 годах. Мы тогда проектировали совместно с «РусГидро» и Alstom завод турбин для малых и средних ГЭС. Площадка для строительства завода была подготовлена в Уфимском районе. Поскольку в сферу интересов Alstom входит не только энергетика, но и высокоскоростной электротранспорт, параллельно с проектированием завода разработали схему модернизации трамвайного сообщения в Уфе. Разработали эскизный проект. Но завод по энергетике не был реализован, на предложенной французам площадке в прошлом году построили ковид-госпиталь, трамвайная схема также не пошла в реализацию.
Мнение руководства города зачастую формируется совсем не специалистами, так был разработан и утвержден проект планировки под размещение трамвая по улице Российской. Был и еще один вариант трассировки по улице Блюхера. Публичные слушания по проекту проходили со скандалами и протестами, финансирование он не получил и не был реализован.
Возвращение трамвая начали обсуждать в прошлом году, однако до последнего времени региональный Минтранс и городская администрация рассматривали трассировку по улице Российской. Тем более что планировочная документация уже была готова.
Переломным моментом стало совещание в республиканском правительстве, где мне удалось доказать, что электротранспорт необходимо вернуть на проспект. Кстати, в 2011-м с французами проработали и проект трамвая для Санкт-Петербурга. Он реализован. И символично, что реализован он именно «Синарой». Что ж, я всегда был уверен, что трамвай нужен Уфе. И нужен он в первую очередь именно на проспекте. Чтобы доказать это, потребовалось время и упорство. Иногда реализация очевидного нуждается в последовательных и длительных усилиях. Но оно того стоит.
Согласны с автором?