Ufa1 продолжает цикл статей о сложных перекрестках башкирской столицы. На этот раз мы с инспекторами ГИБДД направились изучать круговое движение на Центральном рынке. Этот «круг ада» пугает новичков до дрожи и заставляет делать крюк по узеньким дворовым улочкам, лишь бы не въезжать в эту мясорубку. Да что там говорить, даже опытные водители с многолетним стажем порой теряются, не понимая, кто кому и где должен уступить: вроде бы едут по правилам, а их нещадно щемят со всех сторон и сигналят, как безумные машинисты.
Разбираем сложные моменты, соответствие знаков разметке и целесообразность элементов дорожного движения.
Знак спрятался, надо искать
Начнем со въезда на круг со стороны 50 лет Октября. Здесь почти нет нюансов, кроме одного: знак «Въезд на круговое движение» расположен там, где его в принципе не видно — мешает павильон с башкирскими сувенирами. То есть едешь ты, едешь, и тут бац — круговое движение, да еще какое, хоть стой, хоть плачь. Стоило бы перевесить этот знак на видное место, например, над дорогой, и туда же прикрепить знак «Уступи дорогу».
Кстати, об «уступи». Многие водители задаются вопросом — почему это я, двигаясь с улицы 50 лет Октября, должен уступать тем, кто пытается прошмыгнуть через кольцо на улицу Цюрупы в сторону «Уфа-Арены»?
— Согласно новым правилам 2017 года, при круговом движении преимущество имеют те, кто уже движется по кольцу, а те, кто въезжает, должны им уступать, — комментирует ситуацию инспектор ГИБДД Наиль Файзуллин. — По-хорошему знак «Круговое движение» нужно еще дополнить знаком «Уступи дорогу», тогда будет меньше путаницы.
Что же до спорных ситуаций по этому поводу, то тут, как и во многих моментах, виноват обычай делового оборота: «Ну, я всегда ж так ездил». Огромное количество водителей за проезженные годы и десятки тысяч километров намертво вбили себе в голову принцип: «заезжаю на круг — я король», и новые правила вспоминают нечасто, если вообще знают о них.
Трамвайные пути — для трамвая
Разберем другой момент: въезд на круг по улице Революционной со стороны центра. Наверняка каждый второй водитель, устав ждать длиннющий сигнал светофора, лихо давил на педаль газа и объезжал поток по трамвайным путям, мотивируя это тем, что «правилами не запрещено по рельсам ездить». А вечером на шпалах и вовсе собирается отдельная полоса пробки, которой плевать на то, что сзади ее поджимает трамвай — законный, вообще-то, владелец путей. Так вот, если вы хоть раз так делали, — вы нарушитель. На этом участке дороги висит знак «Направление движения по полосам», и из-за него ехать по трамвайным путям запрещено.
Нельзя наезжать и на «треугольник» дорожной разметки — за это нарушение грозит штраф. Несмотря на это, многие ломятся на круг в четыре ряда, прямо сквозь разметку, и чихать они хотели на правила. Они — Д’Артаньяны, а остальные неправы.
— За такое нарушение требований разметки предусмотрен штраф — 500 рублей, — комментирует инспектор.
А нужен ли светофор?
Еще один острый вопрос — светофор для тех, кто поворачивает налево, в сторону съезда к улице 50 лет Октября. Очень многие задаются вопросом: а нужен ли он вообще? По большей части от него одни неудобства. Когда поток по Революционной ломится из центра на свой зеленый, то, останавливаясь перед злосчастной 20-секундной «стрелкой», он намертво забивает перекресток — зеленый сзади-то еще горит. Из-за этого не может проехать поток с кольца. Плюс к тому стрелка загорается на зеленый одновременно со светофором на улице Цюрупы со стороны Достоевского. И к тому потоку, который набился с Революционной и еще не успел даже начать рассасываться, наползает орда транспорта с Цюрупы. Все нервничают, злятся, ломятся через все возможные щели.
Если думать логически, эта стрелка нужна лишь для того, чтобы мог проехать трамвай на свой зеленый, и для того, чтобы поток с Революционной со стороны Пархоменко не стоял, вечно уступая тем, кто мчится по кольцу.
— В качестве эксперимента можно было бы отключить стрелку на этом участке дороги — это бы существенно разгрузило перекресток в час пик, — считает дорожный полицейский. — Обычно на круговом движении светофоров вообще не должно быть, но в Уфе слишком большой трафик и без них не обойтись.
Вроде бы вполне логично: трамвай мы априори должны пропускать и так. А компенсировать проезд автомобилей по Революционной со стороны Пархоменко можно, немного уменьшив длительность красного сигнала на этом участке.
Кому налево, кому направо, а кто на разворот
Не помешает разобрать и вполне очевидные вопросы. Как показывает практика, они тоже вызывают кучу споров. Например, кому, куда и с какой полосы въезжать на перекресток со стороны улицы 50 лет Октября. Казалось бы, чего проще — если хочешь уйти на улицу Цюрупы в сторону Достоевского, то въезжаешь с крайней левой, если планируешь попасть на Революционную, то едешь по второй, а коли приспичило в сторону самого Центрального рынка, то ты должен заезжать с правой. Однако суровые реалии уфимских будней вносят свои коррективы, и, заезжая по крайней правой, водитель в 100 случаях из 100 упрется в бесконечную стену маршруток, и до поворота доедет в лучшем случае никогда. Вот и выходит, что ехать придется все равно по левой. Но это если руководствоваться реалиями и здравым смыслом, а по правилам так и останется — направо — по правой, налево — по левой.
Теперь разберем выезд со стороны Центрального рынка. Для того чтобы проехать прямо по улице Цюрупы или повернуть налево на Революционную в сторону Пархоменко, 50 лет Октября, либо на разворот, необходимо занять крайнюю левую полосу. А если вам надо направо, в сторону центра, то в вашем распоряжении две полосы — они предназначены как раз для поворота в сторону Ленина. Опять же не стоит забывать, что двигаться необходимо строго по полосам, наезжать на треугольники разметки запрещено.
Довольно простая ситуация и для въезда со стороны Достоевского. Поскольку вторая и третья полосы в наших реалиях обычно заняты маршрутками, то водителям, планирующим двигаться в сторону Проспекта и улицы Цюрупы, нужно занять крайнюю левую полосу. А вот тем, кто хочет уйти на Революционную, лучше попытаться забиться на крайнюю правую, хотя обычно маршрутки этого сделать не дают.
Резюмируем полученные данные. Знак кругового движения на улице 50 лет Октября надо вырвать из сумрака, поднять над дорогой и добавить к нему знак «Уступи дорогу». Въезжая на круг с любой стороны, необходимо уступать всем, кто уже движется по кольцу. Ехать по трамвайным путям запрещено, это прямое нарушение, равно как и наезд на треугольники разметки. Необходимость светофора-стрелки — под большим вопросом. По полосам лучше двигаться, ориентируясь на знаки, но и не забывая про здравый смысл.