Большинство банков используют универсальный подход к своим клиентам: всем им по большей части предлагаются одни и те же услуги, ассортимент которых зависит исключительно от способностей банка расширяться и от квалификации персонала.
В Москве открылось первое отделение «ЮниКредитБанка», предназначенное для обслуживания клиентов подразделения рrivate вanking. Новое отделение предоставляет привилегированным клиентам полный комплекс услуг, обеспечивая наиболее комфортные условия обслуживания, сообщает пресс-служба банка.
Попробуем разобраться: что за предыстория у российского private banking, откуда эта услуга появилась. Итак, по порядку: Европа – родоначальница данной банковской услуги, а родиной private banking считается Швейцария. История указывает и на отца классического private banking Франсуа Перье – беглого гугенота. В 1908 году банк «Перье и Ко» и Женевское банковское сообщество объединили усилия по продвижению, сделав сервис частных инвестиций одним из основных в жизни города как финансового центра и регулирующей структурой в координации банковской деятельности. 20 лет спустя слияние Корпорации швейцарских банков (SBC) и Объединенного швейцарского банка (UBC) позволило вступить в новую фазу расширения не только финансового, но и территориального – к тому моменту ареалом обитания частных инвестиций стала практически вся Европа. Днем рождения этой банковской услуги считается 1 апреля.
С конца 90-х годов все, что связано с услугами luxury, vip в российских реалиях стало очень модным, следовательно, востребованным. Это касалось правильного дома, выбора драгоценностей, машин и, в конце концов, банкира. Иметь персонального менеджера не только модно и удобно, но даже выгодно – это стало понятно для большинства российских vip . Многие банки стали выделять в самостоятельный банковский бизнес private banking. Например, «Никойл», «Газпромбанк», «Зенит», «Банк Москвы».
Несмотря на обилие богатых людей (кризис хоть и затронул многих, но не всех), рынок privat banking находится в начальной стадии развития. Если посмотреть на мировую историю, то private banking в мире насчитывает уже более 200 лет, в то время как российскому private banking всего около 10.
Все банки имеют vip клиентов, только отношение к ним разное. VIP может позиционироваться как клиент private banking или как клиент, которому предлагается сервис на уровне «выше среднего». Исследования ряда банков показало, что к vip относят клиентов, которым предлагаются более «дорогие» депозиты и «дешевые» кредиты, также инвестиционные программы в зависимости от предпочтений поставленных задач.
В классическом понимании private banking предлагает клиентам три вида продуктов: банковские, инвестиционные и консультационные услуги. Банковские услуги стандартны: депозиты, кредиты, кредитные карты, ОФБУ.
Вместе с тем настоящий private banking подразумевает полное финансовое обслуживание клиента, где немаловажная роль отводится не только банковским и инвестиционным продуктам, но и всевозможного рода консультациям.
Помимо стандартных продуктов, как то банковские, инвестиционные и консультационные, «Абсолют Банк» реализует также и индивидуальные финансовые услуги, как, например, инкассация денежных средств на индивидуальных условиях.
«Принципы, заложенные в основу стратегии управления сервисом, предусматривают индивидуальный подход, открытость и ориентацию на финансовые потребности VIP-клиентов, – поясняет управляющий Уфимским филиалом АКБ «Абсолют Банк» Максим Ульянов. – Банковский сервис «Абсолют Банка» предусматривает наличие VIP-менеджера банка – профессионального финансового консультанта, организующего получение клиентом всего спектра банковских и финансовых услуг на основании его личных потребностей и возможностей.
Связь с персональным менеджером осуществляется круглосуточно по телефону или посредством сети Интернет. Благодаря разработанной системе индивидуального обслуживания VIP-клиенты могут в любое удобное для них время получить консультации по интересующему финансовому вопросу, проконтролировать состояние собственных денежных средств, воспользоваться банковскими услугами».
Такого персонального менеджера предоставляют VIP-клиентам и в «АФ Банке».
«Говорить о том, что VIP-банкинг у нас в Башкирии сильно развит не приходится, он только-только формируется. VIP-банкингом модно называть отдельные комнаты для клиентов, во многих случаях, на самом деле это более внимательное отношение к клиентам, это уведомление о наступлении тех или иных событий, это решение вопросов дистанционно, это оказание услуг, связанных с периодичными платежами, осуществление финансовых консультаций. В лучшем понимании этого слова VIP-банкинг подразумевает собой глубокое знание клиента в части того, что есть определенные доходы, есть определенные расходы, есть некие обязательства, есть некие периодические платежи, есть необходимость на определенных этапах в получении кредита, а на определенных этапах жизненного пути – в размещении депозитов. Вплоть до заполнения налоговой декларации, вплоть до размещения средств на организованных рынках в ценные бумаги. То есть это комплексное управление средствами клиента», – говорит председатель АКОРБ, председатель правления «АФ Банка» Айдар Зубаиров.
В большинстве случаев VIP-клиент может рассчитывать на общение с главой филиала в отдельном кабинете (как правило, с шикарной обстановкой) вдали от посторонних глаз.
«ЮниКредит Банк стремится индивидуально подходить к потребностям своих привилегированных клиентов и обеспечивать им наиболее комфортные и доверительные условия обслуживания, что некоторое время назад привело к созданию направления рrivate вanking.
Работа этого направления нацелена на формирование системы комплексного персонального обслуживания привилегированных клиентов банка, основанной на принципах индивидуального подхода, оперативности и конфиденциальности. Реализации данной стратегии в значительной мере способствует как опыт, накопленный самим Банком, так и многолетняя практика работы в сфере рrivate вanking Группы UniCredit (где данное направление выделено в отдельный бизнес), что позволяет в полной мере использовать международные связи в рамках группы для предоставления полноценных банковских, инвестиционных и консультационных услуг нашим клиентам», – рассказывает управляющий башкирским филиалом ЗАО «ЮниКредитБанк» Алексей Самсонов.
Отметим, что наиболее дорогим VIP-клиентам российских банков доступны так называемые услуги lifestyle. «"Уралсиб Банк 121" уже более 15 лет предоставляет услуги private banking состоятельным клиентам. В 1994 году мы первыми предложили подобный сервис в России, – рассказывает руководитель центра обслуживания частных клиентов «Уралсиб Банк 121» в Уфе Евгений Колесников. – В нашем банке мы выделаем четыре основных направления. Первое – это, конечно, финансовые услуги – классические банковские продукты и инвестиционные решения, второе – индивидуальное юридическое и налоговое консультирование, третье – семейный офис и четвертое – нефинансовые услуги или lifestyle.
Создавая, например, подразделение lifestyle, мы постарались сделать так, чтобы клиент мог переложить на наши плечи решение любой проблемы от найма персонала для дома до создания винной коллекции, покупки редких антикварных картин, недвижимости и организации эксклюзивных туров…».
К организации по сути небанковских услуг lifestyle в разных банках относятся по-разному. Чаще всего это договоренности с компаниями-партнерами о скидках для клиентов, поздравления с днем рождения, разного рода консультации и т. д. Крупные банки сотрудничают с крупнейшими дистрибуторами вина, арт-галереями, а также другими полезными организациями, которые способны помочь успешным предпринимателям.
Банковское сообщество так и не выработало единого стандарта, кого из клиентов относить к категории VIP-клиентуры. У одних банков входной порог составляет 100 тысяч долларов, у других – один миллион. Средний же входной билет в мир VIP-клиентуры составляет 200-500 тысяч долларов, если, конечно, вы не государственный деятель, телезвезда или просто известный представитель богемы, к мнению которой прислушиваются состоятельные граждане. Для таких граждан, способных поднять имидж банка, входной билет значительно ниже.
Минимальная сумма для привилегированных клиентов в «ЮниКредит Банке» составляет 200 тысяч евро. «Мы используем разбивку, разработанную для российского рынка (Москва и регионы) нашими акционерами. Для формирования эффективного инвестиционного портфеля и индивидуальной стратегии мы рекомендуем суммы от 500 тысяч евро», – говорит Алексей Самсонов.
«Условия в "Уралсиб Банк 121" соответствуют международной практике – пороговая сумма 1 млн долларов. Однако в региональных представительствах мы начинаем работать с клиентами от суммы 100 тысяч долларов», – отметил Евгений Колесников.
Private banking в региональных банках строится по тому же принципу что и столичный. Разумеется, есть разница в «высоте» порога, через который клиент может вступить в «клуб» VIP-клиентов банка: в Москве он выше примерно в два раза. К примеру, в «Абсолют Банке» VIP-обслуживание предоставляется клиентам с доходом от 3 млн рублей в Москве и от 1,5 млн рублей в регионах.
Банкиры придерживаются мнения, что, несмотря на кризис, данное направление банковских услуг весьма перспективно. «Банки создают отдельные отделы, стараются соответствовать требованиям времени. И тенденция здесь однозначная – на персонализацию. Весь мир идет к этому. Приятно, когда тебе по почте приходит письмо с твоим именем и отчеством. Мы пока не избалованы таким вниманием, на западных рынках такой сервис уже давно есть. Поэтому направление работы, связанное с персонализацией банковских услуг, правильное и однозначно выигрышное для банков, – считает Айдар Зубаиров. – Я за развитие этого направления, за то, чтобы был тот уровень качества, который принесли в наш банковский сектор крупные иностранные банки».
По словам Максима Ульянова, количество клиентов категории VIP постоянно увеличивается, их требования становятся более разнообразными, что, в свою очередь, требует от банков расширения и совершенствования продуктовой линейки, увеличения количества специальных зон обслуживания, расширения сервисных возможностей. «Данное направление является одним из перспективных для банковского бизнеса», – заключает эксперт.
Таким образом, минус российского private banking, как было сказано выше, в отсутствии длительного опыта, а огромный плюс – в знании менталитета местного клиента и российской специфики.