В условиях самоизоляции даже любящим людям бывает тяжело находиться вместе целыми сутками, не говоря о семьях, где разлад начался задолго до указа сидеть дома и не выходить без острой необходимости. Такие ограниченные условия — плодотворная почва для процветания домашнего насилия. UFA1.RU пообщался со специалистом в области прав человека, координатором проекта «Зона права» Булатом Мухамеджановым, психологом Агнией Сержантовой и психоаналитиком Людмилой Чернышовой и узнал, что делать, если вы или ваши близкие стали жертвой домашнего тирана.
Ребенку пережить насилие сложнее
Психолог Агния Сержантова объяснила, что есть классическое понимание домашнего насилия — физическое. Однако существует еще и эмоциональное насилие, которое не менее опасно для состояния здоровья человека. Как рассказала психолог, эмоциональное насилие может стать причиной стресса, психологических расстройств и травм:
— Более травмированным будет тот, кто подвергался физическому или эмоциональному насилию, — большой вопрос.
Насилие над взрослым человеком и подростком отличается. Ребенку, — говорит Агния, — гораздо сложнее выживать в ситуации, когда его оторвали от привычного социального круга — друзей, одноклассников.
В самоизоляции подростки вынуждены постоянно находиться дома с семьей. Они оторваны от людей, которые, по их мнению, способны их понять.
— Когда родители начинают заниматься эмоциональным насилием, то для подростков это уже слишком, — говорит Агния.
Ребенок, как объяснила психолог, переживает гамму разных сильных чувств и часто даже не может в них разобраться. Подростку просто необходимо их куда-то излить.
Главное — спасать себя
По словам специалиста, необходимо найти поддержку в виде другого человека, того, кому можно рассказать о своих переживаниях и ситуации в семье:
— Подростки даже иногда об этом [о домашнем насилии] не рассказывают. Задача в школе, на секциях и курсах — говорить о том, что такое бывает, о том, что есть телефоны доверия и не нужно терпеть насилие.
В качестве поддержки могут выступать друзья, учителя и другие значимые для подростка взрослые.
По словам специалиста, подростку необходимо эмоционально дистанцироваться от агрессора, представить, что это, к примеру, не мама, а радио, от которого исходят негативные и обесценивающие высказывания, и можно убавить громкость.
— Нужно понимать, что человек не справляется со своими психологическими проблемами, и не лечить его, а спасать себя, — объяснила психолог.
Подросток, по словам Агнии, может вступать в конфронтацию, но взрослые не так часто прислушиваются к мнению ребенка.
Домашние насилие над взрослыми
Взрослым, уверяет Сержантова, гораздо проще защитить себя от домашнего тирана:
— У взрослого все-таки есть понимание, что он ценный, важный и равнозначный, и важно конфронтировать, если это безопасно. Если человек психически не здоров, то лучше избегать общения с ним и запастись легкими успокаивающими.
В случае опасности необходимо эмоционально дистанцироваться, сменить место жительства:
— Не со всеми можно договориться, кто-то настолько не справляется, что слышать никого не хочет, — объясняет психолог Агния Сержантова, — он так спасает себя за счёт другого.
Как взрослому справиться с психологическим насилием?
По словам Сержантовой, можно предложить партнеру выразить свои эмоции более экологичными для окружающих способами: побить подушку, заняться спортом, взять старый альбом и нарисовать гнев.
— Можно найти курс по работе с созависимыми отношениями. Если женщина не решила вопрос с насилием, то есть причина, почему она там остается. Самоизоляция может стать а-ля спасением — станет очевидным, что нужно уходить. Оставаться с агрессором небезопасно, — говорит Агния,
Как рассказала психолог, если насилие впервые появилось в период самоизоляции, то в паре нарушаются границы друг друга и партнеры не научились разговаривать и давать друг другу пространство:
— Может быть, по отдельности с друзьями говорить и свои чувства размещать на более устойчивой фигуре, — рекомендует психолог. — Мы думаем, что партнер должен терпеть гнев и тревогу, но необходимо разделять интенсивность чувств.
Эксперт рекомендует признавать и благодарить друг друга, больше обращать внимание на партнера как на любимого и близкого человека.
— Не надо брать за гарантию, что так будет всегда, когда-нибудь все это кончится, — заключает Агния.
«Болото насилия засасывает, и кажется, что это норма»
В своей практике психоаналитик Людмила Чернышова встречалась с домашним насилием. К ней обратилась жительница Кумертау Марина, землячка Людмилы, и объяснила, что ей требуется срочная психологическая помощь. По словам специалиста, во время онлайн-встречи выяснилось, что муж избивал женщину на всем протяжении брака:
— Марина — медсестра, у нее трое детей, всю супружескую жизнь ее бьет муж, он обычный рабочий, — пояснила Людмила.
Как рассказала психоаналитик, после нескольких встреч Марина оставила сеансы, объясняя это тем, что проблем с мужем больше нет:
— Сказала, что наладились отношения, он ее сейчас любит. Но улучшение на какое-то время — это лишь ситуативная ловушка — муж почувствовал, что жертва уходит из его рук, рук агрессора. Я говорила ей, что она в следующий раз может не прийти не потому, что не хочет, а потому, что ее просто не будет. Физически. Но убедить человека в чем-то такой момент невозможно.
«Марина вся синяя»
Некоторое время спустя Марина снова обратилась за помощью, однако дела в этот раз шли более плачевно. По словам Людмилы, женщина снова была избита:
— Она позвонила, и я увидела, что перевязана ключица и Марина вся синяя.
Психоаналитик предложила Марине вывезти ее в социальную гостиницу, женщина даже согласилась, но в последний момент передумала:
— В итоге зимой пару лет назад муж ее убил. Запинал на глазах у детей. После того, как она с девчонками на работе что-то отпраздновала. Избил настолько, что места живого на теле не было. Его осудили, но сейчас он спокойно живет, и дети с ним. У него все прекрасно, а она в могиле.
Как объяснила Людмила, «болото насилия настолько засасывает, что кажется — это норма». Женщины, как правило, сами из него не выходят:
— Их сложно вытащить — уходят единицы. Но большинство рано или поздно возвращается. Это так называемые созависимые отношения: у жертвы нет способности удерживаться в состоянии автономии и ответственности. Это однозначно нездоровье и психологическое заболевание. Созависимость — это болезнь и, к сожалению, ею очень многие страдают.
Психоаналитик считает, что вытащить женщину из опасности можно, в большинстве своем, только против ее же воли — насильно забирать и вытаскивать из семьи. Но это вовсе не означает, что жертву перестанет тянуть назад. Даже если нет физического насилия, а есть только психологическое, то это уже очень серьезно — по словам психоаналитика, с эмоциональной тирании все и начинается.
Жертвы домашнего насилия
По словам юриста Булата Мухамеджанова, в большинстве случаев жертвой домашнего насилия становится кто-то менее защищенный — женщина или ребенок:
— Домашнее насилие — это психологическое или физическое воздействие со стороны партнера, это может быть как сожитель, так и отец или брат, — пояснил юрист.
По словам Булата, в организацию «Зона права», защищающую жертв домашних тиранов, мужчины от насилия в семье тоже страдают. Но в основном те, которые имеют заболевания, требующие постоянной поддержки и заботы. Однако в абсолютном большинстве остаются женщины и дети. Мужчины, как говорит Булат, в «Зону права» не обращались ни разу.
В самоизоляции риск тирании в семье растет
В европейских странах, как рассказал юрист, рост случаев домашнего насилия уже зафиксирован. Однако России, по его словам, до европейских стандартов далеко:
— Кризисные центры для женщин, по большому счету, в условиях карантина не работают, а полиция, я могу это говорить, исходя из нашей многолетней практики, не очень-то реагировала и расследовала факты побоев в семье и до самоизоляции.
По словам Булата, жертва тирана остается наедине с собой и со своей проблемой.
Защита жертв насилия
С юридической стороны причина домашнего насилия кроется в безнаказанности и отсутствии закона, защищающего жертву. По словам эксперта, в России нет выдачи социального пакета, изменения имени, предоставления убежища для пострадавшего от тирании в семье.
— Некая политика государства — не замечать эту проблему, — заключил Булат. — У нас нет даже базы для защиты жертвы.
Как объяснил юрист, в России нет и отдельной статьи в уголовном кодексе по домашнему насилию.
Что делать, если вы или ваш сосед — жертва домашнего тирана?
При малейшей угрозе жизни, рекомендует эксперт, покидайте жилище, даже в условиях самоизоляции это разрешено, потому что все может закончиться «раз и навсегда»:
— Уведомите соседей, родственников, держите их постоянно в курсе событий. Фиксируйте повреждения и говорите, что они получены от мужа, родственника — того, кто систематически обижает — это важно, — объяснил Булат.
Как утверждает Булат, необходимо обращаться в кризисные центры и прибегать за помощью к адвокатам:
— Терпеть нельзя — может быть летальный исход, — предупреждает эксперт. — Принцип «стерпится —слюбится» не работает.
В случае психологического насилия юрист советует фиксировать все на аудионосители или видеокамеру. В случае, когда домашнее насилие коснулось ваших соседей или близких, при любой опасности необходимо звонить в полицию: 112, по телефону доверия МВД: (347) 279-32-92 или же на горячую линию «Зона права»: +7 917 897-60-55.
Куда звонить?
«Республиканский ресурсный центр «СЕМЬЯ». Отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации — Уфа, 50 лет СССР, 27/1: (347) 28-60-25.
«Саторис», центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции — Уфа, ул. Первомайская, 5/18: (347) 242-19-19.
«Журавушка», центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции — Уфа, ул. Кремлевская, 298: (347) 263-89-91; (347) 263-51-16.
Общероссийский единый детский телефон доверия: 8 800 200-01-22.
Телефон доверия по оказанию психологической помощи — 8 800 700-01-83.
Всероссийский телефон доверия для женщин, пострадавших от насилия — 8 800 700-06-00.
«Индиго», городской центр психолого-медико-социального сопровождения — Уфа, Шафиева ул., 12/2: (347) 223-22-11.
«Зона права», правозащитная организация: +7 917 897-60-55 (связаться с организацией можно в Telegram и WhatsApp).
Ранее мы рассказывали о травле в школе и о том, почему подростки из хороших с виду семей решаются на суицид. Историю о нездоровых отношениях с абьюзером читайте тут.
Если вы стали жертвой домашнего насилия, поделитесь об этом с редакцией. Присылайте сообщения на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101-84-78.