В прошлом месяце в почтовые ящики уфимцев упало на одну квитанцию меньше. Нет, ни одна из жилищно-коммунальных услуг не стала бесплатной. Просто две платежки были вновь объединены на одном листе бумаги. Впрочем, не совсем «вновь». Бездумно вносить общую сумму, «как в старые добрые времена», все равно не получится. Стоило ли тогда в очередной раз менять вид квитанции?
В свое время увеличение числа счетов за жилищно-коммунальные услуги стало для многих горожан неприятным сюрпризом. Мало того, что выросли тарифы. Мало того, что добавились платежи за капитальный ремонт. Так еще и появился психологический дискомфорт. Обилие квитанций как будто увеличивало сумму платежа. Заставляло граждан их перебирать, складывать общую цифру, сравнивать с тем, что было раньше.
На этом фоне объединение двух квитанций в одну выглядит как будто благом. Как объяснял нашему сайту председатель городского совета общественного контроля в сфере ЖКХ Рим Булатов, для снижения недовольства граждан оно и проводилось. Но не все так просто. Платежка за содержание, отопление, холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, тепло на подогрев воды, водоотведение и коммунальные услуги на ОДН теперь одна. Платежей осталось много.
Может быть, тем, кто просто передает деньги в кассу на почте, станет чуточку легче морально. Для тех же, кто оплачивает счета через банкомат или интернет-банк, ничего не изменится. Каждый платеж необходимо будет проводить отдельно. Получателем денег больше не являются только управляющие компании, которые в былые времена распределяли все расходы. Сейчас часть средств идет непосредственно к ресурсоснабжающим организациям. Направить деньги одному адресату просто невозможно. Даже на почте придется подождать дополнительное время, пока операционист проведет каждый отдельный платеж!
Как видим, единая квитанция оказалась просто формальностью. По сути она ничего для плательщиков не изменила. Даже немного жаль усилий тех, кто придумал и воплотил эту идею в жизнь. Может быть, они утешают себя тем, что сэкономили бумагу и спасли несколько деревьев?
Но формальный подход в данном случае даже к лучшему. В ситуации со счетами за коммуналку мне близка точка зрения председателя общественного совета при Госкомитете РБ по тарифам Ильгиза Калимуллина. «Увеличение числа платежек было не в интересах пассивных граждан, – отмечал он. – На мой взгляд, это разумная мера. Конкретная услуга оплачивается по конкретному документу. С одной стороны, гражданам приходится прилагать больше усилий. С другой, увеличиваются их самостоятельность и грамотность. Более понятной становится работа всей жилищно-коммунальной отрасли».
К счастью, и при нынешних квитанциях бездумно расплачиваться за коммуналку не получится. Но ведь жилищно-коммунальное хозяйство – далеко не та сфера, где стоит отдавать деньги с закрытыми глазами, правда?
Асия Арсланова – редактор проекта «Дом». Разговорчивый интроверт. Любительница йоги, долгих прогулок и самых вредных пирожных. По работе пишу о кирпичах и тарифах. В свободное время веду блог об уфимских свадьбах MarryMeRustem.ru.