Я до сих пор отчетливо помню случай из своего советского детства. Как-то с мамой мы пришли в магазин, который на черниковском жаргоне назывался «стекляшка». И возле колбасного отдела один дяденька покупал вареную колбасу. Между ним и продавщицей завязался спор, и продавщица, видимо, исчерпав свой словарный запас, просто взяла и зашвырнула из-за прилавка палкой вареной колбасы в этого дяденьку.
Примерно похожие ассоциации и параллели возникают у меня при прочтении писем, ответов и историй общения наших жителей с обслуживающими их дома организациями. Бесспорно, там есть хорошие и порядочные исполнители, но и сотрудники, «кидающие палки колбасы из-за прилавков», пока еще встречаются в достаточном количестве. Почему совок в торговле практически исчез, но почему он еще так силен в ЖКХ?
Государство, понимая остроту проблемы, иногда предпринимает попытки разрулить ситуацию. Одна из последних инноваций – получение лицензий компаниями, обслуживающими многоквартирные дома. Цели заявляются достойные – убрать жуликов и прохиндеев.
А если посмотреть со стороны обычного жителя? Вот какое ему дело, есть лицензия или нет. Кто дает и как и за что забирает. Ведь хочется самого приземленного – чистых отремонтированных подъездов, убранной территории вокруг дома, непротекающей крыши и других обычных человеческих радостей. Если управляющий домом жулик и прохиндей, но во дворе и подъезде все сверкает и нет других глобальных проблем – я буду не сильно переживать по поводу его профориентации и бреет ли он бороду.
Да, и еще хочется, чтоб не «кидались колбасой», то есть чтобы не грубили, не отправляли с вопросами по кучам ненужных инстанций и не отвечали отписками.
Как пример попробую оценить свою управляющую компанию не с точки зрения наличия или отсутствия лицензий, а как простой потребитель:
Обслуживание мелких заявок вроде замены лампочек – 5-.
Уборка подъезда и территории возле дома – 3 (за зиму 2).
Общение с исполнителями на местах (в ЖЭУ) – 4+.
Общение с исполнителями (королями из УЖХ) – жирная 1 (просто «Адъ и Израиль»).
Решение более сложных проблем (крыши, ремонты) – 3.
Отчеты о проделанной работе и потраченных деньгах – 1.
И в целом есть большая и важная проблема, которая пока никак не решается, и никаким лицензированием это не исправить. Глобальное количество нарушений решается только исключительно после звонков, писем, обращений. Профилактика, выявление и даже просто систематическое устранение текущих проблем и нарушений находится на нулевом уровне.
Уберите свои царские замашки и ненависть к жителям, которые просят от вас самого обычного – делать свою работу.
А лицензии, бумажки, бюрократы – это все вторично на самом деле. Вы же не спрашиваете лицензию в соседнем с домом магазине, если вам там улыбаются, приветливо обслуживают, продают товар, который не просрочен. Вам хочется приходить туда снова и снова. Улыбайтесь, и люди к вам потянутся.
Вадим Беляков родился в дебрях тайги на реке Амуре в прошлом веке. Прошел все ступени от замены лампочки в подъезде до капитального ремонта дома силами специально обученных людей, зовущимися в природе жэушниками. С тех пор сроднился с ними, и от этого симбиоза родился на свет сайт жилищного ополчения Ufacity.me. Характер стойкий, нордический. В пьянстве замечен не был, но по утрам часто дегустировал водопроводную воду на предмет проверки качества. Остальные злоключения описывает в блоге glava-semyi.livejournal.com.
Фото: Фото Рустема ВАЛИДОВА